Category:

Терракота, привидение и художники-сюрреалисты

Все в мире взаимосвязано, начинаешь писать об одном, и тут же всплывает другая тема, вот и оказываются художники-сюрреалисты в одной компании с терракотой и привидением, прямого отношения к которым они не имеют, а связующим звеном выступает вот это здание на Темпл стрит в Бирмингеме.



Терракоту изготавливают из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру и цвет. Терракота известна с древних времен: терракотовая армия китайской династии Цинь, статуи Древней Греции, детали древнеримских и этрусских храмов, саркофаги, фигурки, барельефы, терракотовая плитка в облицовки зданий... примеров применения терракоты масса. В зависимости от цвета глины при обжиге получаются разные цвета: от светло-кремового до красно-коричневого, почти черного. Терракота и терракотовая плитка довольно много использовалась в строительстве и облицовки некоторых зданий Бирмингема в поздневикторианскую эпоху. Пожалуй, ни в одном другом городе нет столько зданий из терракоты, чем в Бирмингеме.


Первоначально на этом месте находилась пожарная часть, потом здание пожарной части переделали для компании Norwich Union Insurance Company. В 1880-х годах в нем открыли винный бар Bodega, а 1902 году в здании провели реконструкцию, украсили фасад цветной глазурованной плиткой и терракотой и открыли паб Трокадеро.
Внутри паба мало что осталось с прежних времен, разве что мозаика на плафоне под потолком в стиле ар-деко. Первоначально, когда здесь была пожарная часть, вместо плафона было отверстие, сквозь которое проходил пожарный шест. Этот шест давал возможность пожарным быстрее спуститься по сигналу тревоги.



Со времен бара Bodega в здании живет привидение бывшего хозяина Генри Скиннера. Привидение по британским меркам молодое, ему всего-навсего 120 лет, но зловредное. По словам персонала призрак мистера Скиннера срывает с посетителей очки, разливает пиво на пол и швыряется мелкими монетами.
Мистер Скиннер служил в армии, прежде чем открыть бар Bodega. В баре собиралась богемная публика, в основном актеры, и спортсмены. Сам Генри Скиннер тоже был известным в городе спортсменом и часто побеждал в боксерских поединках.



Генри Скиннер

В 1895 году Генри Скиннер уволил оного из своих сотрудников по имени Артур Аллен. Аллен начал скандалить насчет оплаты, которая его не устроила. Он был в такой ярости, что выстрелил в хозяина и убил его. С тех пор призрак Генри Скиннера устраивает мелкие пакости посетителям и служащим своего бывшего заведения, у которого уже другое название и другой хозяин. Последний раз асоциальное поведение призрак проявил в 2005 году. На глазах изумленного менеджера призрак Генри Скиннера переставил каминные часы. Конечно, проделки здешнего призрака - обычные байки, но как сказал Стюарт Хендерсон Бритт, автор Управления маркетингом: "Вести бизнес без рекламы - все равно что подмигивать девушкам в полной темноте".
После смерти хозяина винный бар потерял популярность, и на его месте новый хозяин открыл паб Трокадеро, который дожил до наших дней (правда, сейчас это обычный, стандартный паб, без изюминки, где на больших экранах транслируют спорт, поэтому и публика тут соответствующая).
Но 30-ые годы прошлого века публика здесь была другая. Трокадеро облюбовали художники-сюрреалисты и интеллектуалы. Они регулярно собирались в пабе, вели беседы о современном искусстве и носили напыщенные. вощеные усы, которые публике тех лет, далекой от искусства, казались нелепыми. Ядром этой интеллектуальной тусовки были Конрой Мэддокс, Джон и Роберт Мелвилл. Водила с ними дружбу и Эмми Бриджуотер. В тусовку кроме художников входили джазовые музыканты, поэты и писатели.



Джентльмены с вощеными усами (в том числе Артур Конан Дойл, который работал летом в одной из бирмингемских аптек, когда учился в университете Эдинбурга)

Главной фигурой среди бирмингемских художников-сюрреалистов был Конрой Мэддокс. Конрой Мэддокс родился в 1912 году в Ледбери, Уэст-Мидлендс (городок известен большим количеством фахверковых домов). Его отец был торговцем. Во время Первой мировой войны отец Конроя служил сержантом в пехоте, и самые ранние воспоминания Конроя связаны с посещением госпиталя в Манчестере, где лечился его отец. Эти детские впечатления сделали его противником войны на всю жизнь.
В 1930-ые годы Конрой отправился в Бирмингем, но не в поисках работы, а в поисках интеллектуальной жизни. Он посещал картинные галереи, библиотеки, рисовал натюрморты и пейзажи, копировал картины известных художников, но никогда не учился в художественной школе и был художником-самоучкой.
Еще одним влиянием отца на мировозрение Конроя было его коллекционирование различных артефактов, которые он собирал в сельских домах, выставленных на продажу. Поэтому Конрой вырос среди огромной коллекции совершенно разнообразных вещей, создающих какую-то фантосмагорично-сказочную атмосферу.
В Бирмингеме Конрой встретил братьев Мелвилл, которые были лидерами бирмингемского авангарда. Позже вокруг них образовалась группа единомышленников, и для своих встреч они выбрали паб Трокадеро.
Конрой Мэддокс прожил 92 года, был женат, у него были сын (который рано умер) и дочь. Конрой оказал огромное влияние на английский сюрреализм. Когда он переехал в Лондон, то не принял лондонскую школу сюрреализма. Сам он придерживался французской школы, а английскую считал провинциальной и был верен своим принципам до конца.
Во время Второй мировой войны Скотланд-Ярд подозревал Конроя в шпионаже, в его доме даже произвели обыск, думали, что в его картинах зашифрованы какие-то послания врагу.
Современники говорили о Конрое Мэддоксе, как о дружелюбном человеке, но чьи революционные размышления казались оторванными от реального мира. Он не был похож на художника. Он был невысокого роста, носил темные костюмы и галстуки, у него был аккуратно подстриженные черные как смоль волосы, усы и большие, тяжелые очки. Можно было приняли его за чиновника. Его щеголеватый и юношеский вид сбивал с толку многих людей, которые встречались с ним в первый раз. Когда ему было восемьдесят, ему давали не больше пятидесяти.
Конрой долгое время работал дизайнером для рекламы и СМИ и был очень плодовитым художником (предполагают, что он нарисовал около 2000 картин). Его работы есть в лондонской галерее Тейт и, естественно, в картинной галерее Бирмингема.



Конрой Мэддокс и несколько его работ

О других терракотовых зданиях Бирмингема я расскажу в следующих постах.