Знатоки истории Риги считают, что витражи были излюбленным украшением окон еще и потому, что зачастую многие рижские окна выходили на неприглядные дворы-колодцы. В серые пасмурные дни витражи создавали иллюзию красочной жизни за окном. Простые квадратные окна при помощи витража можно было превратить в роскошные стрельчатые окна какого-нибудь средневекового замка, а умело выбирая мотивы можно закрыть неприглядный вид какой-нибудь картиной, которая в разное время суток будет казаться иной.
В Риге витражи можно найти во многих церквях, музеях, школах, вузах, библиотеках, концертных залах. По тематике они очень разнообразны. В церквях это в основном религиозные сюжеты, реже светские, в общественных и жилых зданиях чаще изображены эпизоды рыцарских подвигов, сцены из народного эпоса, геральдические, символические, аллегорические, портретные и мозаичные композиции.
Застеклять окна в Риге начали в 13 веке. были ли окна витражные, свидетельств об этом нет. Зато сохранились витражи барокко 17 века. Это так называемые кабинетные витражи – медальоны с эмблемами, гербами, поучительными картинками или библейскими персонажами, помещавшиеся в середину прозрачного окна. В Риге их можно увидеть в Доме-музее Менцендорфа, а еще они хранятся в Рундальском дворце.
Витражи в Малой гильдии
В ХVII веке во время господствования стиля рококо про витражи практически забыли. Но в 30 – 40-х годах ХIХ века, с началом индустриализации в Германии, Англии и Франции, появились новые технологии, позволяющие изготавливать стекла больших размеров, и в Европе вновь начался расцвет витража. Но так как до конца столетия в Латвии не было своих витражных мастерских, «немеркнущие картины из стекла» привозили к нам из-за границы.
Первую классическую витражную мастерскую создал в Риге немецкий мастер Эрнест Тоде. За годы своего существования она изготовила множество витражей не только для Латвии, но и для Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, Владивостока, Тбилиси.
Следующий период разцвета витражного искусства в Риге начался в 20-х годах прошлого столетия. Тогда и появились витражи в аптеках, учебных заведениях, общественных местах.
С 1951 года московская станция метро «Новослободская» украшена витражами. изготовленными в рижской мастерской. Наши рижские мастера придумали для подземных витражей новую технологию с использованием живописи и обжига. Этот способ состоит в том, когда на стекло наносятся керамические краски, имеющие в своем составе окислы тяжелых металлов, и потом обрабатывают высокой температурой в 500-500 градусов.
Как все-таки счастлива Европа, не знающая варварства "общественной собственности"!
Сколько прекрасных витражей уничтожено не то что, войной или землетрясением, а просто камнем мальчишки или кулаком пьяного забулдыги.
Этому витражу еще повезло. По нему делают копию.
В Риге действительно витражей очень много. А сколько разбито и безвозвратно погублено? Самые уникальные витражи выставлены в музеях или запрятаны за тройной защитой (в память о "счастливых" советских временах). Но к счастью, витражей еще много...
витражи в музее медицины
витраж Дома Черноголовых (из книги Нейланда), современные выглядят точно так же
еще витражи в Доме Черноголовых
один из витражей Домского собора, датированный 1541 годом
витраж в Рижском Замке
витраж в Малой гильдии
витраж в квартире Кристапа Морберга(с сайта латвийского университета)
витраж парадного входа одного из домов на улице Елизабетес
один из витражей филармонии
витраж университетской аптеки
витраж в одной из рижских школ
витраж в доме Latviešu biedrībā
один из витражей салона дома Бельяминов(одного из известнейших домов Риги)
один из витражей церкви Св. Иоанна
витраж с улицы Базницас
дверь в Рундальском дворце
витраж над входной дверью
витраж в одной из рижской пивнушек