Categories:

Ханна Хёх - женщина, которую забыли.

В 20-ые годы прошлого века, когда искусство перевернули и поставили с ног на голову, когда появились такие течения, как кубизм, футуризм, дадаизм и прочие измы, Ханна Хёх была пионером фотомонтажа. Ханна работала с такими художниками и декораторами, как Джордж Гросс, Джордж Хартфилд, Рауль Хаусманн.
Только вот когда Рихард Хюльзенбек, одна из знаковых фигур дадаизма, писал историю Дада, он даже не упомянул имени Ханны Хёх, "забыл".
Мужчины того времени привыкли все лавры забирать себе. Только сейчас имена женщин, работавших бок о бок с этими мужчинами, начинают, наконец, выходить из тени.
Габриэль Мюнтер, подруга Василия Кандинского, Софи Таубер, жена Жана Арпа, Любовь Попова, соратница Александра Родченко, и конечно же, Фрида Кало, сейчас более известная, чем ее муж Диего Ривера.
Через много лет вышла из тени и Ханна Хёх.




Ханна Хёх (Hannah Höch) родилась в городе Гота (Тюригия, Германия) в 1889 году в семье страхового агента. Мама Ханны была художником-любителем.
В 15 лет Ханне пришлось бросить школу, чтобы ухаживать за братьями и сестрами.
Но в 1912 году Ханна продолжила учиться, Она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства.
У Ханны "всегда был экспериментальный склад ума", и она искала новые формы в искусстве.
А еще у Ханны, по ее собственным словам, был "безрассудный характер". Когда она познакомилась с Раулем Хаусманном, то увлеклась им не только, как художником, но и как мужчиной. Хаусманн был женат, но это не помешало ему вступить с молоденькой Ханной в любовную связь.



Хёх и Хаусманн вместе с другими художниками с энтузиазмом восприняли дадаистские принципы.
Хаусманн рассказывал, что к открытию фотомонтажа его привел случай. Однажды они с Ханной увидели странную фотографию, на которой лицо сына хозяина пансионата, в котором они жили, наложилось пять раз на лица других солдат, которые его окружали. Это стало одним из самых известных методов дада.
Но позже, когда исследователи читали письма Ханны и Рауля друг к другу, выяснилось, что Хаусманн в основном пропагандировал этот метод, а большинство работ выполняла Ханна.
Женщина занималась рутинной работой, а мужчина продвигал. Но нет никакого сомнения, что эта пара разработала фотомонтаж в тандеме.
Как таковой фотомонтаж был известен еще с середины 19 века, но фотохудожники того времени старались свои манипуляции замаскировать, а Рауль и Ханна превратили фотомонтаж в концептуальное искусство, главной целью которого было оглушить, шокировать, вызвать эмоции.



Ханна Хёх и Рауль Хаусманн

Работы самой Ханны Хёх гораздо оригинальнее и интереснее, чем работы Хаусманна, но ей пришлось довольствоваться вторыми ролями, чтобы не травмировать хрупкое эго любимого человека, в то время как тот, получал львиную долю славы.
Но в конце концов после двух абортов Ханна предложила расстаться. В 1922 году Хёх и Хаусман расстаются.
В 1924 году Ханна приезжает в Париж и продолжает развиваться как художник.
В 1926 году Ханна знакомится с писательницей Тил Бругман, с которой живет и работает в течение 10 лет.





Хёх и Бругман

Зарабатывала деньги Ханна в основном работая для издательского концерна Ullstein. В том числе она разрабатывала узоры для вязания и вышивок в дамских журналах.
Благодаря работе в издательстве, у Ханны был доступ к разным журналам, из которых она делала вырезки для своих коллажей и группировала их по темам.
В творчестве Ханны Хёх преобладали две темы, которые сливались в один сюжет: женщина и медиа. Еще одной большой темой творчества Ханны был вопрос веры.
Художница пародировала власть, которую с помощью изображений имели печатные издания (с помощью иллюстраций газеты и журналы усиливают влияние печатного слова на мозг читателя).
В 20-ые годы рождалась новая массовая культура, ориентированная на зрелище - фотографию. Медиа присваивали контроль над изображением реальности, а значит и над самой реальностью.
Ханна выбирала известные, узнаваемые всеми картинки, соединяла их, создавала новый смысл. Ассоциации ее картин были понятны современникам, но не всегда понятны нам, нынешним.
Так, одной из тем модных журналов была Новая женщина, эмансипированная, раскрепощенная, имеющая право голоса, главный потребитель товаров и услуг. Но Ханна в своих картинах показывала, что на женщине попрежнему лежит вся домашняя работа, трудоустроиться ей сложно так же, как и раньше, мужчины не считают ее ровней себе, а общественность порицает за свободный нрав.
Фотоколлажи Хёх нарочито небрежные и грубоватые. Ханна сознательно выбрала такую манеру, не желая сглаживать острые углы.
Медийный образ красоты, женщина и общество, поиски собственной индивидуальности, брак, сексуальность, отношения полов, возможность контролировать свою жизнь - большинство картин Ханны посвящены этим темам.



В 30-40-х годах Ханне было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять.
ханна жила в это время в пригороде Берлина и прятала свои работы на дне высохшего колодца.
в 1938 году она выходит замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым живёт до 1944 года. В 1965 Ханну Хёх принимают в Берлинскую академию художеств.
Ханна все-таки дожила до признания ее вклада в искусство 20 века. В 1976 году прошли две крупные выставки ее работ в Париже и Берлине.



Ханна Хёх в своей студии в 1976 году

Свое признание Ханна встретила так же невозмутимо, как когда-то ранее пренебрежение и покровительственные и даже враждебные отношения к себе коллег-мужчин.
- Женщины-художницы были для них лишь очаровательные и талантливые любительницы, которым они отказывали в реальном профессиональном статусе. Трудно было быть художницей в Германии 30 лет назад, - сказала Ханна.
Умерла Ханна Хёх в 1978 году.