Музей расположен на месте самого старого в мире участка железной дороги Манчестер-Ливерпуль (здесь же и сохранившаяся станция). Состоит музей из пяти зданий и 19 галерей.
Открыт каждый день с 10 до 17. Не работает только на рождественские праздники.
Самолеты, аэронавигационное оборудование, симуляторы, железнодорожный транспорт, автомобили, мотоциклы и велосипеды, газовая и электрическая системы Манчестера, подземные сооружения и канализация, компьютеры, телеграф, телефон, сотовая связь, ткацкие и прочие станки... все работает, звучит и пахнет. Быт манкунианцев, местная история, бытовая техника и гаджеты...
Научный центр Xperimen с красочными опытами, планетарий, 4D кинотеатр, ресторан и кафе, магазин сувениров.
Можно прокатиться на старинном паровозике и пообщаться с актерами, загримированными под исторические личности.
Сначала меня потащили в ангар с самолетами. В павильоне выставлены самолеты начиная с первого британского регулярного аэроплана до новейших самолетов наших дней.
Как и многое в Британии, первый самолет для регулярных полетов по стране был построен в Манчестере.
Этим самолетом был самолет, построенный А.В.Ро (A. V. Roe) на основе мотоциклетного двигателя в 1909 году.
А.В.Ро основал фирму Avro. которая в 1919 году начала строить серийные самолеты для регулярных рейсов по Британии. Позже они начали строить Lancaster и Vulcan bombers.
Отец-основатель Avro
Еще одно творение Avro. Самолет Shackleton, который был построен в Вудфорде около Стокпорта (район Манчестера). Самолет был разработан для поиска подводных лодок и спасения их экипажей. Мог находится в воздухе 24 часа
В 1930 году в Бартоне (Большой Манчестер) был построен первый в Британии аэропорт для регулярных рейсов. Dragon Rapides прилетел в Бартон из Белфаста через Ливерпуль, а затем в Халл. Так начались регулярные рейсы в Британии.
В 1938 году из-за невозможности расширения взлетной полосы в сторону болотистой Чат Мосс, аэропорт Манчестера перенесли в Рингуэй, где он находится и сейчас.
А теперь несколько фото самолетов без комментариев. Те, кто разбирается, поймут что есть что, а кто, как и я, не разбирается, все равно не запомнит.
Энтерпрайз
В том же ангаре рядом с самолетами, а иногда и между ними стоят автомобили, мотоциклы и велосипеды. Но не потому, что экономят место, а потому что многие детали для автомобилей и некоторые автомобили делали на авиационных заводах.
Harper Runabou, например, делали на Avro в 1923 году. В 1905 году Rolls-Royce собирали в Хьюме (пригород Манчестера), а Ford Model T в 1912 году собирали в Траффорд-парке - впервые за пределами США.
Одним из первых и самых популярных в то время велосипедов, был велосипед Boneshaker
жутко неудобная конструкция на деревянных колесах и педалями прямо на переднем колесе. Вообще-то придумали этого железного монстра французы в 1860 году, но уже через несколько лет велосипед стал настолько популярным, что его стали изготавливать в США и Англии. Эндрю Мюр модернизировал его, и в этой версии велосипеды стали производить здесь в Сталффорде (район Манчестера). Даже когда стали появляться новые и более легкие и удобные велосипеды, англичане, особенно в сельской местности, продолжали на них ездить.
Хотя железная дорога в Манчестере начала функционировать уже в 1830 году, еще почти сто лет лошади таскали экипажи, которые производили тут же в Манчестере
И все же конную тягу сменили автомобили. Одними из самых шикарных, были, конечно Роллс-Ройсы, хотя в Манчестере выпускали и другие автомобили.
Легендарная компания Rolls-Royce была основана в Манчестере в 1904 году, когда Чарльз Роллс начал продавать автомобили, сконструированные и изготовленные Генри Ройсом.
Rolls-Royce
Англичане очень трепетно относятся к этому автомобилю. Мало того, что он красивый, роскошный, элегантный, у него есть талисман, который называется The Spirit of Ecstasy (Дух экстаза (или восторга), который украшал автомобиль с 1911 года
Англичане фигурку на капоте называют "маскот" - талисман.
История этой фигурки очень романтичная. У лорда Монтегю был любимый Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года выпуска.
А еще у лорда была секретарь по имени Элеонор Торнтон. У шефа и секретарши был роман, длившийся 13 лет ( у них даже была дочь, для которой лорд не жалел никаких денег). Лорд Монтегю был просто очарован своей возлюбленной и попросил ее попозировать для эмблемы своего автомобиля.
Создавать скульптуру лорд Монтегю поручил своему другу - скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу. Скульптор создал статуэтку девушки в развевающихся одеждах с прижатым к губам пальцем, символизирующем тайну, которой были покрыты отношения лорда и Элеонор.
Лорд был женат на Сесилии Виктории Констанции Керр, дочери маркиза Лотианского. Поговаривали, что жена лорда знала о любовнице своего мужа и даже пыталась с ней подружиться.
Скульптор назвал фигурку "Шепот" (опять-таки, поговаривали, что сам скульптор был тайно влюблен в свою модель, и пальчик символизирует его любовь к ней)
Компании Rolls-Royce так понравилась эта скульптурка, что они попросили Сайкса создать похожую эмблему для самой фирмы.
Снова используя мисс Торнтон в качестве модели и основываясь на дизайне фигурки «Шепот», Сайкс создал фигурку девушки с вытянутыми руками в платье, развевающимся на ветру. С 6 февраля 1911 года каждый Rolls-Royce украшается эмблемой Spirit of Ecstasy.
Сначала каждая фигурка создавалась самим Сайксом, иногда ему помогала его дочь Джо. Фигурка содержала надпись с его именем и дату 1911. Семья Сайкс продолжала отвечать за создание фигурки до 1948 года, после чего компания Rolls-Royce взяла отливку на себя.
Первоначально, Spirit of Ecstasy была посеребренной — отсюда и ее имя Серебряная леди, но ее часто крали. Поэтому с 1914 года она изготавливается из полированного никелевого сплава.
За время своего существования фигурка претерпевала некоторые изменения, но с 1975 года она вернула свой первоначальный облик с одним нововведением. Теперь водитель с помощью кнопки может убрать ее внутрь. Подальше от соблазна. ( В народе этот фетиш называют Ellie in her Nightie - Элли в ночнушке)
А что же было с музой скульптора и любовью лорда?
Жизнь мисс Торнтон закончилась трагически. Зимой 1915 года она с шефом плыла из Лондона в Индию, где Лорд Монтегю занимал пост инспектора механических транспортных средств. 30 декабря 1915 их пароход «Персия» торпедировали немецкие субмарины. Вода попала в машинное отделение, взорвались котлы. От взрыва пароход переломился, и Монтегю был выброшен в море. Его подобрала единственная спасшаяся с «Персии» шлюпка. Возлюбленная лорда погибла.
Лорд Монтегю
Элеонор Торнтон
Поседевший Лорд Монтегю вернулся домой, где уже был опубликован некролог по нему. Он не забыл мисс Торнтон и установил ей памятник. А умер Лорд Монтегю, основавший Британский Национальный автомобильный музей, в 1972 году в возрасте 97 лет.
(продолжение следует)