pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Category:

Английское кружево Хонитон (Часть 3)

В каждом регионе Великобритании существовал свой собственный тип ручного кружева. Одним из самых известных было кружево, производимое в Хонитоне, Восточный Девон. Несомненно, что фламандские кружевницы перенесли свое кружевное искусство в Девон, но в Девоне существовало собственное кружевное производство. Историки предполагают, что фламандцы усовершенствовали уже существующее английское кружево, принеся свою технологию, более тонкие нити и некоторые рисунки.

2022-05-29-11-48-32-honiton-lace-manufactory-c1869-23215376-jpg-ACDSee-Pro-10

"Создание хонитонского кружева". Фредерик Ричард Пикерсгилл, приблизительно 1869 год


Первое письменное упоминание о кружевоплетении в Хонитоне можно найти в "Familiar Epistles of Sir Anthony of Gueuara" Хеллоуза 1577 года. Хеллоуз пишет о женщине с подушкой для плетения кружева. В качестве доказательства того, что при Джеймсе I кружевоплетение в Хонитоне было хорошо развито, часто цитируется надпись на надгробной плите Джеймса  Роджа: "Здесь покоится тело Джеймса Роджа из Хонитона, графства Девоншир, продавца костяных кружев, который дал вам, беднякам округа Хонитон, пособие в размере 100 фунтов стерлингов навсегда". Для продавца костяного (бобинного) кружева, то есть человека, который продавал нитки для изготовления коклюшечного кружева, а затем собирал кружево у производителей для дальнейшей продажи, нужно было быть достаточно богатым, чтобы раздавать 100 фунтов стерлингов бедным. 100 фунтов для того времени была значительная сумма, значит, торговля была хорошо налажена.
Образцов самого раннего кружева Хонитон не сохранилось, дать его точное описание сейчас невозможно.  До того, как фламандские кружевницы помогли английским усовершенствовать бобинное, или как его тогда чаще называли, костяное, кружево сначала состояло из небольшой и простой имитации красивых венецианских геометрических вырезов и точек, простых узких полос, сделанных из грубых нитей, сплетенных и переплетенных. Они становились шире и сложнее по мере того, как кружевницы приобретали опыт. Образцы можно увидеть на изображении леди Доддридж (члена семьи Бэмпфилд) в Эксетерском соборе. Ее манжеты и корсет украшены геометрическим кружевом.

Monument-to-Dorothy-Bampfield-Exeter-Cathedral-Exeter-UK-20100710

В 19 веке известная кружевница Шарлотта Тредвин воспроизвела эти кружева

imgp-3

Как выглядело кружево Хонитон в 17 веке, как говорят исследователи, "предмет предположений". Поэтому в Allhallows Museum в Хонитоне и в Музее Виктории и Альберта кружево 17 века "предположительно" Хонитон, хотя и с большой долей вероятности.

P9110010

В 1660 году английское кружево было настолько превосходным, что в королевском указе Франции было изложено, что маркировка должна ставиться на нитяных кружевах, импортируемых не только из Фландрии, но и из Англии.
За три года до Великого пожара в Лондоне (1666 год) среди премий, присуждаемых Антигалликанским обществом за поощрение кружевной торговли, первая премия в пятнадцать гиней была присуждена миссис Лидии Мейнард из Хонитона "за шесть пар дамских лаппетов невиданной красоты, выставленных ею" (лаппет - свисающая часть головного убора).
Качество нити было слабым местом английского кружева. Нить ввозилась из Фландрии, но она была очень дорогой и приходилось прясть нить в сырых подвалах.
Приблизительно в конце 17 века  в моду вошла "сетка". Эта мода позволяла делать цветы отдельно и впоследствии вставлять в сетку, или, скорее, сетку вплетали в цветы на подушке. Именно благодаря введению этих отдельных элементов хонитонское кружево смогло конкурировать с брюссельским.
В 18 веке кружева из Хонитона по красоте не уступали фламандским кружевам. В "Геограпфии" Боуэна говорится, что "в Хонитоне люди в основном заняты на мануфактуре кружев самого широкого ассортимента, который производится в Англии, большое количество которого отправляется в Лондон".

2006ac7209-Pair-of-lace-lappets-Honiton-England-18th-century

Хонитон. 1705-1710 годы. Музей Виктории и Альберта

Работа кружевниц была в то время прибыльной. Кружевница получала до восемнадцати шиллингов за ярд качественно изготовленного куска искусно сделанной сетки, шириной всего в два дюйма. Фата Хонитона часто стоила сто гиней.
К сожалению, на долю кружевниц хонитонского кружева выпали большие бедствия после двух страшных пожаров 1756 и 1767 годов. Второй пожар был настолько разрушительным, что город пришлось восстанавливать заново. Кроме того мода изменилась, и спрос на кружево резко упал. Прекрасные хонитонские кружева почти исчезли, и примерно до 1800 года история хонитонского кружева пуста.

Хонитон середина 18 века

Середина 18 века.

В начале 19 века в связи с новым витком моды спрос на кружево возродился, и хонитонские кружевницы принялись за дело. Слава хонитонского кружева приходится на 19 век.
Вначале королева Аделаида ввела "чистый вкус", потребовав от кружевниц плести не "индюшиные хвосты", а цветы и растения с натуры, а затем королева Виктория сделала хонитонское кружево знаменитым, заказав свадебное платье, а позднее - крестильное платье для первой королевской принцессы. Это платье так и называется The Honiton christening gown. В реплике этого платья с кружевами Хонитон до сих пор крестят королевских детей.

Desktop8

Принцесса Маргарет на руках у своей бабушки королевы Виктории и принц Джордж на руках у Герцогини Кембриджской

Кружево Honiton имеет оригинальный характер, почти уникальный. Крупные произведения этого кружева по богатству рисунка превосходят любое кружево того же вида, сделанное в Бельгии. Рельефы вышиты с величайшей деликатностью, а красота исполнения изысканна. В то время как гипюровые аппликации в Бельгии требуют отбеливания свинцом, кружево Хонитом изначально белое и блестящее. Недостаток хонитонского кружева заключался в его тесном и бездушном узоре, но на выставке 1867 года произошел перелом.
Капитан Марриэт приложил немало усилий во время пребывания в Сидмуте, где жила его сестра, увлекающаяся кружевами, чтобы достать для кружевниц новые узоры из цветов, насекомых и других природных объектов.

800px-Frederick_Marryat_by_John_Simpson

Капитан Фредерик Марриэт, офицер Королевского флота, писатель, один из пионеров морской фантастики, популяризатор кружева Хонитон

Кружевницы начали воспроизводить эти узоры и придумывать свои. Появилось предложение устроить на ежегодной сельскохозяйственной выставке в Клифтоне выставку хонитонского кружева, "созданного строго по натуре". Были вручены призы на сумму 100 фунтов стерлингов. Выставка имела огромный успех. Королева Виктория выразила желание, чтобы выставленные предметы были отправлены в Виндзор для ее осмотра, и милостиво распорядилась, чтобы для нее были сделаны две оборки с соответствующей длиной отделочного кружева. Рисунок, выполненный мисс Сесилией Марриэт, сестрой капитана Мариэтта, был одобрен Ее Величеством, и заказ на кружево был отдан миссис Хейман из Сидмута.  

Fig156

Фрагмент "Жимолость" кружева мисс Мариэтт

Викторианская эпоха была "золотым веком" хонитонского кружева. Название Honiton кружево получило не за то, что производилось в одноименном городе, а потому что Хонитон был основным пунктом сбора и отгрузки лондонских дилижансов, а затем и железной дороги и здесь было удобно собирать кружева из окрестных деревень. Самыми известными кружевными деревушками были Бранскомб, Аксминстер, Бир, Оттери-Сент-Мэри, Ситон и Сидмут. Каждый район развивал свой особый стиль. Викторианские модницы старались иметь в своем гардеробе кружева из Хонитона.

2022-05-29-12-43-54-A-history-of-hand-made-lace-dealing-with-the-origin-of-lace-the-growth-of-t

Этот узор был одним из самых любимых, он стал своеобразной визитной карточкой и эталоном хонитонского кружева

161157947_4116385038395863_7381986923506384249_n

Викторианские Хонитонские кружевницы обладали не только мастерством, но и чувством юмора

175816073_4217918814909151_3120749296953275003_n (1)

Кружево Хонитон викторианского периода делят на три направления: Honiton, Honiton applique и raised Honiton.
 
Honiton - самое обширное направление. Кружево состоит из мотивов, которые создаются отдельно, а затем вшиваются в сетчатую основу. Общие мотивы включают в себя ромашки, розы, трилистники, листья плюща, бабочек, лилии, камелии, вьюнки, маки, брионы, "антверпенские бриллианты", папоротники и желуди.

Настоящий Хонитон

Honiton applique. Самые старые образцы этого кружева имеют узоры из довольно изящных натуралистических фрагментов цветов, нанесенных на сетку, сначала c бобин, а затем машинным плетением.

Imgp1  

Но потом узоры начали изменяться, превратившись в мешанину бессмысленных пятен, которые получили названия "сковородки", "бычьи сердца" и прочее, и перемежаясь с предметами, напоминавшие гусениц. Примерно в 1845 г. индюшиные хвосты, сковородки и прочие диковинные штуки стали делать из бобинной ленты с узлом, иногда пико, соединяющими участки узора вместо сетчатого основания.

2022_05_29_23_00_24_._History_of_lace_._SSSRSS_SSSS.tSS.ttftM._._55_p_To_face_page_408._HON_1_T

Raised Honiton

Рельефная работа является отличительной чертой Honiton. Ни в одном другом английском кружеве она не  используется, и стоимость изделия оценивается в зависимости от выполненной в нем работы.
Кружево получило свое название из-за приподнятого шнура, окаймляющего части рисунка, этот шнур не похож ни на какой другой, поскольку он делается на подушке кружевницей по ходу работы и, таким образом, служит двойной цели: обогащает кружево и делает работу более качественной. С помощью этого шнура кружевница может переходить от одной части рисунка к другой, где в противном случае ей пришлось бы отрезать шпульки и начать заново.

2022-05-29-23-08-49-Bonhams-Honiton
 
Длинный воротник и манжеты в технике Raised Honiton

Традиционно хонитонское кружево всегда было костюмным кружевом для воротников, манжет, окантовок, воланов и свадебной фаты. Для изготовления скатертей и салфеток нужно более плотное кружево, хонитонское кружево для этих целей не подходит.
 
Untitled

Свадебное платье и фата принцессы Александры с кружевом Хонитон

Каждый век диктует свою моду. 18-ый век в Англии был временем промышленной революции, которая изменила мироощущение людей. 20-ый век был веком здоровья, когда была создана целая индустрия, занимающаяся здоровьем и безопасностью людей. В 19-ом веке производство сосредоточилось на смерти, похоронах и трауре.
Викторианские правила траура были сложными и строгими, но мужчинам было не так сложно их выполнять, как женщинам. Мужчины носили повязку из черного крепа (на левой руке, шириной три дюйма, выше локтя) в течение трех месяцев.
После смерти принца Альберта в декабре 1861 года королева Виктория настояла на том, чтобы ее сотрудники в течение года носили черное, а высокопоставленные лица в течение следующих трех лет носили траурные одежды на светских мероприятиях. Королева Виктория всю оставшуюся жизнь носила траур.
Ношение ‘widow’s weeds’ привело к спросу на черные кружева Хонитона. Окрашивание белой хлопчатобумажной или льняной нити было неудачным, поэтому использовалась черная шелковая нить, что затрудняло плетение кружева.
Вдова оплакивала три этапа. Глубокий траур длился год и день после смерти мужа. Ей приходилось одеваться полностью в черное, носить черную креповую вуаль, закрывающую лицо и носить черные аксессуары. Выходить из дома она могла только для того, чтобы пойти в церковь или навестить близких родственников.
Второй траур длился от девяти до двенадцати месяцев, и вуаль можно было приподнять. Теперь вдова могла навещать близких друзей. В течение третьего года вдова могла носить "полу траурные" серые, белые или фиолетовые цвета. Дети обычно носили белое как траурное платье.  
Если невеста надевала белую фату на один день и часто передавала ее своей дочери, то черную вдовью вуаль женщинам приходилось носить по меньшей мере два года. Неудивительно, что спрос на черное кружево был высок.

Honiton1-1  

Allhallows Museum of Lace. Хонитон

В музее RAMM (Royal Albert Memorial Museum) в Эксетере, Девон, есть довольно большая экспозиция кружева Хонитон.
Этот воротник был подарен музею Алисой Олбани, внучкой королевы Виктории. 1875 год
 
imgp-5

Кружевная манжета. 1870 год

Imgp (9)

Это не салфетка. Это носовой платок в технике Raised Honiton

DP266826

DP266828

Кружевной веер, созданный по заказу Томаса Кеннет-Уэра в честь его свадьбы с Элис Сойер. На веере изображены гербы двух семей, дата свадьбы, узоры музыкальных инструментов и свадебные мотивы, такие как птицы, цветы и рог изобилия. 1876 год

imgp-6

Кружевные чепчики на любой вкус

Desktop2

Большой любительницей кружева Хонитон была Уоллис Симпсон

Desktop3

 Кружево Honiton больше не производится в коммерческих целях, индустрия вымерла к началу этого века. Единственные люди, которые сейчас производят кружево Хонитон, делают это для собственного удовольствия в качестве хобби. Еще можно найти мастериц, которые делают это кружево на заказ, но это занимает много времени и очень дорого. Большинство покупателей хонитонского кружева из Японии и Дальнего Востока, где сегодня популярны изделия ручной работы

 Honiton-dragon-1024x749

Сьюзан Робертс
   
Tags: Англия, кружево
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments