Роспись делалась вручную, в основном на чайных сервизах, мисках и кувшинах. Эту валлийскую керамику, конечно, нельзя сравнивать с фарфором Мейсена, Челси или Вустера, но у нее есть своя история и свои почитатели.

Такое странное название - Gaudy Welsh pottery (безвкусный валлийский фарфор) - вошло в словарь коллекционеров керамики, когда профессор Говард Уильямс упомянул его в своей публикации 1978 года. Название появилось в среде коллекционеров и торговцев антиквариатом после Второй мировой войны, когда эту керамику начали коллекционировать в США.
Gaudy Welsh притворяется тем, чем она никогда не была и никогда не будет. Керамика производилась для семей рабочего класса и стоила копейки. Однако у этой керамики (как и у людей, ее покупавших) были амбиции, мол, и мы не лыком шиты и

В семьях рабочих горнодобывающих деревушек Уэльса сервизы, расписанные яркими цветами, дарили молодоженам на свадьбу, выставляли за стеклом и передавали по наследству. В некоторых семьях такой сервиз хранится пять поколений.
Одна из наследниц Gaudy Welsh по имени Дженнифер Льюис, живущая в Австралии, рассказывает в своем блоге, о фамильном сервизе Gaudy Welsh.
Дженифер получила от мамы сервиз по почте со словами, что он "чего-то стоит". Сервиз яркий и жизнерадостный, в нем сохранились все элементы сервировки. Слова мамы о том, что сервиз "чего-то стоит", Дженифер интерпретирует не как финансовую стоимость, а как своеобразную и необычную вещь и семейную реликвию.
Сервиз был подарен ее прабабушке на свадьбу в 1860 году. Прабабушка передала его первой жене сына, потом его второй жене, бабушке нынешней владелицы сервиза, а затем бабушка передала его своей дочери, матери Дженифер. Теперь сервиз перешел самой Дженифер. Она планирует беречь его и передать в наследство своим детям.

Удивительная судьба дешевой посуды, не соответствующей стандартам фарфора высокого качества, которая стала символом валлийской идентичности, фамильными вещами и предметом коллекционирования.
История появления Gaudy Welsh можно почитать в рекламке National Museum of Wales Cardiff, где собрана коллекция Gaudy Welsh.
"Появление Gaudy Welsh совпало с изменением жизни в Британии. Промышленная революция начала набирать обороты (в буквальном смысле), железные дороги заменили конные повозки, и население мигрировало из деревень в города в поисках работы на фабриках.
Результатом стал растущий средний класс, который мог позволить себе лучшие вещи в жизни, и рабочий класс, который не мог, но стремился к этому. Дом, украшенный дешевыми и веселыми фарфоровыми украшениями, рассматривался как осязаемое свидетельство того, что переезд семьи из загородного дома в промышленные трущобы был мудрым".

Gaudy Welsh впервые появился примерно в конце 1820-х годах. Патерн Tulip был самым первым патерном Gaudy Welsh и одним из самых распространенных.

Не сильно отставал от него патерн Oyster.

Производство "валлийской безвкусицы" началось в гончарных мастерских Уэльса, но очень быстро гончары Стаффордшира начали создавать подобные изделия. Когда на валлийских аукционах появились большие партии Gaudy Welsh из Стаффордшира и других гончарных областей, валлийские гончары встревожились, и за производство посуды взялись известная гончарная компания Cambrian Pottery в Суонси (Swansea) и мастерские керамики Лланелли в Южном Уэльсе.
Валлийцы стали называть эту керамику Swansea Cottage, и многие, особенно старшее поколение, называет ее так до сих пор. Некоторые патерны этой керамики у валлийцев носят свои, местные, названия. Tulip они называют Welsh Daffodil, а Oyster - Smoking Indian.
Тем не менее, гончары от Стафордшира, Йоркшира, Сандерленда до Глазго продолжали выпускать Gaudy Welsh, насыщая рынок и давая возможность покупать Gaudy Welsh даже тем, у кого в кармане была лишь вошь на аркане.
Gaudy Welsh продавалась за копейки на рыночных прилавках, ее раздавали в качестве призов на ярмарках и карнавалах, торговцы продавали ее "от двери к дверям", иногда снижая и так грошовую цену.
Gaudy Welsh выпускалась более, чем 150 гончарными мастерскими довольно длительное время, до начала 20 века.
Стиль Gaudy Welsh - эклектика. Первоначально гончары имитировали японское искусство Имари, но затем выработалась оригинальная манера, которая присуща именно "валлийской безвкусице".
Имари - это термин, который употребляется на западе для обозначения японкой посуды, производимый в районе Арита. Первоначально подражать имари начали в Делфте в Нидерландах. Некоторое время такую посуду выпускали в Германии Мейсен, в Англии - Вустер и Дерби.

Слева - японская имари, справа - имари Gaudy Welsh
Взяв за основу японский стиль, Gaudy Welsh приобрел местный, уэльский колорит. На посуде расцвели не пионы и ирисы, а подсолнухи и бархатцы. Со временем коллекционеры дали имена узорам, чтобы создать ощущение порядка.

Gaudy Welsh "Sunflower"
Очень популярным был патерн "Grape"

Огромное количество Gaudy Welsh было отправлено в США, где керамика быстро раскупалась валлийскими эмигрантами, которые впоследствии назвали большинство различных узоров в честь городов и областей в Уэльсе, которые они знали и любили, от Bethesda на севере до Glamorgan на юге. Некоторые названия появились в честь цветов, таких как кембрийская роза.

Gaudy Welsh “Cambrian Rose”
Некоторые из патернов имеют чисто американское происхождение, например, Wagon Wheel и Carousel. Посуда производилась в Стаффордшире, но шла исключительно на американский рынок (англичане, избалованные качественным фарфором, к Gaudy Welsh относились довольно холодно).

Gaudy Welsh "Wagon Wheel"
"Валлийскую безвкусицу" выпускали не только гончары Уэльса, Англии и Шотландии, но голландцы. Посуда, которую выпускали голландцы, называется Gaudy Dutch. И те и другие изделия отличаются разнообразными формами и яркими красками, обильным использованием синего кобальта и ярко-оранжевого цвета в ярких цветочных брызгах, завитках и бордюрах. Розовые или желтые цветы появляются в нескольких узорах, а светло-зеленые листья почти у всех. Gaudy Welsh обычно украшены медным блеском. Надо заметить, что в оригинальных Gaudy Welsh никогда не использовалась позолота (золото предназначено для аристократов, нечего примазываться к рабочему классу).
Gaudy Dutch отличается от Gaudy Welsh несколькими параметрами
1. У Gaudy Dutch никогда нет ручек.
2. Gaudy Dutch не использует медный блеск (золотой тоже)
3. Изделия Gaudy Dutch более легкие по весу и отличаются "по ощущениям".
4. Gaudy Dutch никогда не маркировались. Ранние Gaudy Welsh тоже не маркировались, у более поздних изделий маркировка чаще всего присутствует.
5. Оригинальный Gaudy Dutch стоит на современном рынке раз в десять дороже, чем Gaudy Welsh из-за своей относительной редкости. Поэтому коллекционеры предпочитают приобретать оригинальный Gaudy Welsh, которого пока хватает, к тому же некоторая "неуклюжесть" Gaudy Welsh милее и роднее сердцу валлийца, чем более искусные, заграничные.

Что мне нравится в британцах: они не стесняются своих корней, и не стремятся приукрасить прошлое своей семьи. Удачливый бизнесмен, собирая произведения высокого искусства, будет с нежностью хранить кособокий, грубо раскрашенный и щербатый кувшин Gaudy Welsh, оставшийся от прапрабабушки.



