Элизабет Холмс была в свое время самой молодой женщиной-миллиардером в Соединенных Штатах и провозглашена "следующим Стивом Джобсом" за революцию в лабораторных исследованиях.

"Я себя под
Элизабет Холмс создала из себя бренд в стиле Джобса, но в женском варианте. Блондинка с длинными волосами, с фирменной толстой подводкой для глаз, красной помадой и черной водолазкой в стиле Стива Джобса стала новой любимицей Кремниевой долины. Она украсила обложки бесчисленных журналов, включая Fortune, Bloomberg BusinessWeek, Forbes, The New York Times Style Magazine и была названа журналом Time одной из 100 самых влиятельных людей 2015 года.

Элизабет Энн Холмс родилась 3 февраля 1984 года в Вашингтоне, США. Ее отец, Кристиан Расмус Холмс IV, был политиком, руководителем энергетической компании Enron (обанкротилась в 2001 году).
Мать Элизабет работала в Конгрессе США штатным сотрудником. Кроме того, у Элизабет есть брат. Интересно, что большинство мужчин в их семье носит имя Кристиан - отец, брат, дедушка, прадед Элизабет.

Родители Элизабет переехали в Хьюстон, где ее отец устроился на работу в машиностроительную компанию. Там девочка поступила в школу Святого Иоанна. В подростковом возрасте Элизабет с братом учились в Китае, где она выучили китайский. Узнав биографию своего прадеда, который во время Второй мировой войны был выдающимся хирургом и исследователем, деканом Медицинского колледжа Университета Цинциннати, Элизабет увлеклась медициной. Однако позже выяснилось, что девочка боится крови и иголок, и ей пришлось прекратить это увлечение.
Благодаря хорошим рекомендациям школы и отличным оценкам Холмс поступила в один из лучших университетов Соединенных Штатов Америки - Стэнфордский университет. Училась на факультете "Химическая инженерия".
Элизабет была прилежной и трудолюбивой студенткой, к тому же умела ладить с преподавателями. Уже на первом курсе она получила грант в размере 3000 долларов на научные исследования и смогла убедить руководство потратить ее грант на лабораторные исследования и допустить ее, первокурсницу, в лабораторию (раньше к работе в лаборатории допускались только выдающиеся пенсионеры).
Довольно скоро Элизабет выиграла конкурс и поехала на стажировку в Сингапур. Там она работала в Институте генома. Вернувшись домой, Элизабет подала заявку на патент на свое изобретение - небольшой инновационный гаджет, который может отслеживать изменения крови. Это поможет контролировать дозу лекарства индивидуально и быстро вылечить больного. Ее запатентованный гаджет представлял собой специальный пластырь, который крепится к телу человека. Внутри пластыря есть чип, который показывает врачу состояние здоровья его владельца. Врач меняет дозы лекарств и видит улучшения.

На втором курсе Холмс поняла, что не хочет тратить свое время на учебу, и бросила университет. Она сделала это для того, чтобы найти инвесторов и запустить свое предприятие, в котором специалисты-медики будут создавать прогрессивные технологии. Родители поддержали ее и разрешили использовать деньги, которые у них были, для ее учебы. Это было начало компании Theranos. Так гласит официальная версия. На самом деле ее первые начальные деньги были получены благодаря семейным связям. Через приятелей своего отца по колледжу Холмс познакомилась с суперинвестором корпорации Oracle Доном Лукасом, который затем пригласил основателя Oracle Ларри Эллисона.
Еще одним из первых инвесторов был Тим Дрейпер, венчурный капиталист в третьем поколении, соучредитель венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, которая является мировым лидером венчурного инвестирования в технологические компании (он вложился в такие компании, как Tesla, Skype и другие). Дрейпер был соседом Холмсов, а Элизабет дружила с его дочерью.
Позже среди инвесторов Theranos были: основатели Walmart, которые пожертвовали 150 миллионов долларов, Руперт Мердок, вложивший 125 миллионов долларов, Бетси Девос (политик, миллиардер, бывший министр образования США), вложившая 100 миллионов долларов. Помимо потомков телекоммуникационной семьи Кокса, потерявших 100 миллионов долларов, среди инвесторов были также мексиканский магнат Карлос Слим (один из богатейших людей планеты), Роберт Крафт и семья Оппенгеймеров, которые когда-то владели бриллиантами De Beers.

В 2015 году вице-президент Джо Байден объявил Theranos лабораторией будущего. "Вы можете увидеть, что такое инновация, просто прогулявшись по этому объекту", - сказал он.
Но бывший дизайнер-архитектор Theranos Ана Арриола рассказала об истерии перед его визитом. Она сказала, что это "полностью подделка". То, что Байден увидел в тот день, было операцией "smoke and mirrors" (дымовая завеса). Они очистили комнату, нанесли свежий слой краски и заставили ее устройствами Edison, которые только смогли найти".
Первоначально компания называлась Real-Time Cures, но затем переименовали в Theranos, это смесь слов "терапия" и "диагноз".
К 2005 году Холмс открыла офис, привлекла 6 миллионов долларов инвестиций и создала большую команду медиков, инженеров, менеджеров. Вся информация о компании была секретом, потому что Холмс боялся конкурентов. Большинство работников подписали документ о коммерческой конфиденциальности. Даже инвесторы мало что знали о фирме.
Спустя два года фирма подписала контракты с крупнейшими производителями лекарственных препаратов в США. Потенциальные инвесторы увидели, насколько серьезна компания Theranos, и в результате компания привлекла более 92 миллионов долларов инвестиций.
К 2013 году Theranos был признан мировым гигантом биотехнологий. Постепенно компания стала более публичной, начала без всякого секрета покупать патенты на различные изобретения.
Theranos было разрешено работать в каждом штате. Общая стоимость компании составила 9 миллиардов долларов. Элизабет принадлежало более 50 процентов компании.
Компания начала усиленно работать над новыми медицинскими гаджетами.
Новое изобретение Theranos показало новый способ сбора крови. Страх перед иглой вдохновил Элизабет на создание специальной маленькой капсулы для сбора крови из пальца. Обычно врачи берут кровь из вены, а тут маленькая капелька крови, и прибор распознает множество болезней, от подагры до рака.
По исследованиям Theranos люди боятся сдавать кровь из-за боли, поэтому выявить серьезные заболевания на ранних стадиях невозможно. Новый гаджет Элизабет решил проблему. Новый прибор, размером с кофеварку, назвали Edison.
Популярность прибора росла большими темпами, но все характеристики гаджета держались в секрете. Пункты сдачи крови открылись во всех штатах.

Edison был разработан для проведения иммуноанализов. Theranos предложила тестовое меню из 240 различных проверок крови, включая все, от целиакии до кокаина. Внутри машины роботизированная рука должна была имитировать то, что лаборант делал бы в реальной лаборатории: брал образцы, разбавлял их, добавлял антитела и реагенты и выявлял результат. Но Эдисоны не просто не смогли провести точные тесты - они вообще не смогли работать. Двери не закрывались должным образом, части машины падали, и она не могла должным образом регулировать свою температуру. Инженеров, которые неустанно работали над устранением проблем, Холмс часто сразу увольняла, когда они поднимали вопросы. Паранойя внутри компании привела к крушению нескольких блестящих карьер и честно заработанных репутаций (стоило кому-то из сотрудников заикнуться о существующих проблемах, его немедленно объявляли нелояльным и выставляли на улицу с волчьим билетом при негласной поддержке всего сообщества Кремниевой долины).

Кадр из фильма о "величайшем стартапе со времен Apple"
Проблемы Theranos начались, когда газета Wall Street Journal опубликовала статью, в которой бывшие работники фирмы заявили, что все испытания Theranos проводятся на обычном оборудовании. А каплю крови, как они утверждали, разбавляют специальными смесями.
Вскоре случился второй серьезный скандал с Theranos. После проверки инспекторы запретили Theranos использовать капсулу. На какое-то время компании Theranos пришлось отказаться от этой технологии.
Инспекторы стали чаще проверять компанию, выявляли серьезные нарушения, которые могли спровоцировать проблемы со здоровьем пациентов. Более того, инспекторы не были уверены в безопасности новой техники. Элизабет отстранили от управления фирмой и остановили работу.
31 августа 2018 года Theranos был закрыт. В 2015 году собственный капитал Элизабет Холмс составлял 4,5 миллиарда долларов. Но в 2016 году по сведениям Forbes упал до нуля, а Элизабет Холмс было предъявлено обвинение в мошенничестве по 11 пунктам.
После нескольких задержек из-за пандемии Covid-19 и беременности Холмс судебное разбирательство, наконец, началось в августе 2021 года, и в нем была обнаружена серия странной лжи и сбивающих с толку историй о персоне, которую считали женской версией Стива Джобса и "украшением" Селиконовой долины.
"Она патологическая лгунья. Она хотела стать известным предпринимателем. Она хотела быть богатой и знаменитой ", - сказал журналист Wall Street Journal Джон Каррейру, который многие годы исследовал деятельность Элизабет Холмс.

Джон Каррейру написал книгу Bad Blood: Secrets and Lies in the Silicon Valley Startup, в которой раскрыл многие секреты Элизабет Холмс (книга вышла и на русском языке, называется "Дурная кровь"). Он рассказал о том, что никакой революционной технологии у Theranos нет и в помине, что большая часть исследований тайно производится на чужом промышленном оборудовании, что в компании царит террор, что один из ведущих сотрудников покончил с собой, а текучка кадров достигла просто космического уровня.
Ян Гиббонс, британский биохимик, получивший образование в Кембридже стал главным ученым Theranos в 2005 году. Доктор Гиббонс покончил жизнь самоубийством в 2013 году, когда Холмс собралась уволить его за оспаривание ее грандиозных заявлений о ее машине для анализа крови. После смерти своего главного ученого Холмс даже не выразила соболезнований его вдове, а просто попросила своего подчиненного позвонить ей и потребовать возврата собственности компании.
В своей книге Джон Каррейру подробно описывает, как Холмс заимствовала "методы управления", описанные в биографии Стива Джобса Уолтера Айзексона. Сотрудники Theranos говорили, что "могут определить, какая глава книги актуальна для Элизабет в данный момент, исходя из того, какой период карьеры Джобса она примерила на себя".
Элизабет переняла фирменный стиль Джобса - черные водолазки. Когда журналисты ей указали на это, она сказала: "В соответствии с планом моей жизни, позволяющим отдавать все, что у меня есть работе, у меня есть шкаф, в котором очень много одной и той же одежды, и каждый божий день я надеваю одно и то же". Когда ей возразили, что Джобс делал тоже самое, она засмеялась и возразила: "Он был в джинсах".
Как и Джобс, Холмс была веганом. Она украсила свой офис Theranos черными кожаными креслами Ле Корбюзье (которые были фаворитом Джобса) и начала подражать его одержимости секретностью, как только ее звездное могущество начало расти. Как покойный генеральный директор Apple, который каждые шесть месяцев арендовал новый Mercedes, чтобы не иметь номерных знаков, Холмс наняла охранника, чтобы тот возил ее на черном седане Audi без номеров. При обыске в ее личных записях нашли красноречивую запись: "Стать Стивом Джобсом".
По словам бывших коллег и знакомых, Холмс намеренно понизила голос до очень низкого баритона, чтобы поднять себе авторитет в индустрии высоких технологий, в которой доминируют мужчины. Бывшая сотрудница рассказывала, что иногда Холмс забывалась, особенно когда выпьет, и у нее прорезался ее естественный, более высокий голос.
Фальшивое контральто и "легкость робота" Холмс сделала своим фирменным знаком.

Холмс постоянно врала даже по мелочам. Купив собаку хаски и узнав, что эта порода произошла от волков, она стала всем говорить, что это настоящий волк. Всякий раз, когда кто-нибудь спрашивал о породе собаки, Холмс сухо отвечал: "Он волк".
Собака была куплена, якобы, для поднятия настроения коллектива, но на деле пес терроризировал всех сотрудников и гадил по всему офису, хотя ученые предупреждали, что его волосы и экскременты могут загрязнять образцы. Элизабет это не волновало, сотрудники должны были убирать за псом и содержать офис в порядке.

Элизабет с мужем, Уильямом "Билли" Эвансом, 27-летним наследником Evans Hotel Group
Все сотрудники обязаны были быть лояльными компании и лично Элизабет. На корпоративных встречах и собраниях сотрудников настраивали против конкурентов и неугодных журналистов. От них требовали коллективно выкрикивать "F *** k You!" в адрес конкурентов. Точно так же сотрудников заставляли хором сканировать гадости про Джона Каррейру, который был личным врагом Элизабет. Мало того, в компании разработали игру про "космических захватчиков", где надо было стрелять в фото головы журналиста.
На суде Элизабет изображала бедную овечку, пытаясь свалить всю вину на своего бывшего любовника Рамеша "Санни" Бальвани, главного операционного директора Theranos. Она с трудом сдерживала слезы, когда рассказывала о жестоком обращении с ней Санни, которого она пригласила, чтобы помочь ей управлять своей компанией. Холмс сказала, что Бальвани клеветал на нее и сексуально насиловал ее, когда злился - обвинения, которые Балвани категорически отверг. Прокурор оспорил показания Холмс об издевательствах со стороны Бальвани, прочитав обмен сообщениями между ними, в которых они писали о своей любви друг к другу.
Холмс было 18 лет, когда она встретила 37-летнего Рамеша "Санни" Бальвани в 2002 году. Бальвани был многодетным уроженцем Пакистана, миллионер, разбогатевший во время пузыря доткомов (по словам сотрудников "оказался в нужное время в нужном месте").
Пара встречалась в течение 12 лет, не афишируя свои отношения. Не имея никакого опыта в медицине, Бальвани очень быстро стал президентом и главным операционным директором компании. Роман Санни и Элизабет закончился в 2016 году. Бальвани также предъявлены обвинения в мошенничестве, он предстанет перед судом в следующем месяце

Рамеш "Санни" Бальвани
На суде защита пыталась выставить Холмс жертвой обмана, которая не осознавала масштабов проблемы, пока не стало слишком поздно и выяснилось, что прибор не работает так, как она обещала. Якобы
Обвинение считало, что "Холмс предпочла мошенничество бизнес-неудачам", как заявил в интервью помощник прокурора США Джефф Шенк.
В ходе судебного разбирательства прокуратура вызвала 29 свидетелей, включая бывших сотрудников Theranos, руководителей розничной торговли и даже бывшего министра обороны США.
Федеральное жюри в Сан-Хосе, штат Калифорния, признало основательницу Theranos Элизабет Холмс виновной по четырем пунктам обвинения в мошенничестве за вымогательство у инвесторов 9 миллиардов долларов и обман пациентов ложными медицинскими заключениями. Каждое обвинение предусматривает максимальное наказание в виде 20 лет лишения свободы, однако Элизабет, вероятно, будет отбывать срок одновременно.

История Элизабет Холмс - это притча о наших временах высоких технологий, но извлекут ли Кремниевая долина и глупо выглядящие инвесторы Theranos ценный урок из этой истории?
Элизабет будет сидеть в тюрьме, но старые бизнес-волки потеряли свои деньги, Чем взяла их эта аферистка-недоучка?
Прежде всего фанатичной верой в свою собственную исключительность. "В ней есть что-то неземное, она как член монашеского ордена", - восторгался Генри Киссинджер.
С другой стороны ее наивная боязнь уколов и желание избавить мир от этого страха, рождала в душах взрослых дядей отеческие чувства к ней.
Холмс также не стеснялся использовать свою сексуальную привлекательность. Один из высокопоставленных сотрудников рассказывал, что Элизабет "расстегивала блузку на заседаниях совета директоров и по-настоящему кокетничала со старшими мужчинами. Я думаю, она снимала с них штаны".
Если бы кто-нибудь из этих старых мудрецов присмотрелся к Элизабет немного повнимательнее, они бы заметили предупреждающие знаки - не в последнюю очередь технические знания Холмс, которые один из экспертов охарактеризовал как "комично расплывчатые", и ее академические трудности в Стэнфорде, она была пробивной, но не блестящей студенткой, бросившей университет после первого года обучения и так не не закончившая его.

"Не беспокойтесь о будущем", - воскликнул Билл Клинтон, аплодируя ей на технологическом семинаре. - "Мы в надежных руках".
По мнению Каррейру это история не только о грандиозном мошенничестве в чистом виде, но и о "узаконенной бизнес-практике "fake it till you make it" (тяни время, делая вид, что продукт уже готов, когда на самом деле он еще в разработке), лежащей в основании огромного количества успешных стартапов и выливающейся в повсеместное торжество культуры имитации".
"Копируя поведенческие модели успешных стартапщиков... создательница Theranos фактически стала одной из них — ей поверили партнеры, инвесторы, обыватели и даже врачи. А колоссальная сложность мира современных технологий сделала разоблачение маловероятным: не заинтересуйся этим сюжетом Джон Каррейру и не вложись The Wall Street Journal в его расследование, корпорация могла бы беспрепятственно проработать еще много лет", - пишет литературный критик Галина Юзефович.
До провозглашения приговора Элизабет Холмс проведет время со своим маленьким сыном и мужем, а после приговора сменит свой уютный арендованный дом в Green Gables в Кремниевой долине на тюремную камеру. Холмс привыкла тратить деньги, не считая их, путешествуя на частном самолете, платя миллион долларов в месяц за аренду грандиозного здания штаб-квартиры в городе Пало-Альто в Кремниевой долине и 100 000 долларов за стол для переговоров. В ближайшем будущем деньги ей не понадобятся.

История Холмс сейчас превращается в фильм с Дженнифер Лоуренс в главной роли и телевизионный мини-сериал с Амандой Сейфрид. Голливуд очарован этой сагой, которую назвали "величайшим бедствием Кремниевой долины".

Кадр из будущего фильма
Но не только Голивуд делает свой бизнес на экранизации жизни мошенницы, но и простой народ имеет свой гешефт, продавая фанатам Холмс атрибуты ее "визитной карточки".
