Стаффордширские фигурки
Гжельские фарфоровые фигурки животных и людей, сценки из жизни знают все. В Англии тоже есть такие фигурки народного наивного искусства, которые были особенно распространены в 19 веке. Их называют "фарфором для бедняков". Выпускали эти фигурки, в основном, в Стаффордшире, поэтому их стали называть Стаффордширскими, хотя их делали и в других графствах и в Шотландии. Эти фигурки отражают вкусы простого народа, жизнь которого была нелегкой, и им хотелось ее раскрасить и расцветить.

Ревнивая жена
Стаффордширские фигурки (Staffordshire Pottery Figures) - это не просто фигурки сами по себе, это предметы декорирования. Они идеально украшают чистую стену, могут выделить угол. Фигурки в определенной гамме цветов могут сочетаться с цветом окружающего пространства и сделать его ярче и разнообразнее. Несколько отдельных фигурок и сценок, составленные вместе, создадут большую жанровую сценку. Тематику тоже можно выбрать любую: городскую, сельскую, горную. Фарфоровые животные, домики и прочие аксессуары помогут создать целую деревушку или городок.

Часто на аукционах потомки продают всю коллекцию стаффордширских фигурок своих предков. По этим фигуркам можно судить о вкусах их первоначальных владельцев. На фото в центре - молодая пара и мужчина с собакой, по краям - фигурки войны и мира.
В широком смысле Стаффордширские фигурки - это фигурки в наивном стиле, изготовленные в период с 1740 по 1960 год.
Коллекционеры делят Стаффордширские фигурки на четыре периода
- 1780-1840 годы - антиквариат (Pratt Ware)
- 1800-1837 годы - фигурки из графства Стаффордшир довикторианского периода
- 1837-1900 годы - фигурки из Стаффорлдира викторианского периода
- 1890-1960 годы - фигурки William Kent & Co.
Тематика фигурок невероятно разнообразная, но на протяжении всего времени самыми популярными оставались фигурки львов и собак.

Стаффордширская фигурка льва 1820 года. Лев одной лапой опирается на шар, что символизирует суверенитет над миром. Фото с сайта известного специалиста по антикварной английской керамике Джона Ховарда.
Коллекционеры, обычно, выбирают какое-то одно направление, поскольку фигурок столько, что нельзя объять необъятное. Сосредотачиваются на каком-то одном периоде или могут выбрать собирать только портретные фигуры или членов королевской семьи, театральные, религиозные или определенных животных, например, животные зоопарка или домашние животные, кошки или собаки. Или ограничиться только миниатюрами либо наоборот крупными фигурами. Некоторые собирают коттеджи, держатели для часов или бюсты исторических деятелей. Варианты бесконечны.

Всадники. Можно собирать всадников - обычных людей, мужчин и женщин, или королевских особ (Виктория и Альберт, Наполеон и Жозефина и прочие) или полководцев и прочих известных людей и даже святых (св. Георгий, убивающий дракона)
Викторианцы из среднего класса любили большое количество разного рода вещиц в доме, в том числе фарфора. На каминных полках стояли фарфоровые фигурки. Стеллажи для тарелок и серванты в больших обеденных залах были заставлены сервировочной посудой. На каждом столе стояли фигурки, животные, вазы и другие украшения, которые производились тысячами английских гончарных мастерских в Стаффордшире. Сочетание правильной глины, изобретательных гончаров, таких как Джозайя Веджвуд, и доступной рабочей силы, часто детей, сделали Стаффордшир центром фарфоровой промышленности. Многие маленькие забытые ныне фабрики, а также такие гиганты, как Spode, Wedgwood, Adams, сгруппировались в городах Бурслем, Кобридж, Фентон, Лонгтон, Сток и Танстолл, которые теперь входят в состав современного города Сток-он-Трент. Были разработаны тысячи узоров для фарфоровой посуды, но именно красочное производство раскрашенных и глазурованных керамических фигурок Стаффордшира очаровало викторианцев по обе стороны Атлантики. Большинство стаффордширских моделей животных и исторических личностей, которые можно найти на аукционах, в чарити и на блошиных рынках являются работой мастеров 19 века. Более ранние образцы 18 века, созданные Ральфом Вудом, отцом и сыном, Уилдоном и Праттом, редки и дороги. Самые ранние фигуры всадников или солдат, ныне известные как Astbury Whieldon, далеко не так привлекательны, как более поздние модели, но на аукционе они продаются за тысячи долларов.

Стаффордширская керамическая фигура военного всадника Эстбери Уилдон. 1745 год. Фото с сайта Джона Ховарда.
В общих чертах производство Стаффордширских фигурок состояло из нескольких этапов. Влажную глину прессовали в формы и давали немного усохнуть для облегчения удаления. Прессование использовалось исключительно до конца викторианской эпохи.
После использовали, так называемое, шлихтерное формирование (жидкую суспензию глины - шлихтер - заливают в форму, на внутренних стенках формы формируется отливка). Отдельные формы склеиваются с помощью шлихтера, чтобы получить целую фигурку. Фигурку отжигают, чтобы удалить воду, таким образом формируется бисквит (матовый, белый фарфор, непокрытый глазурью). Затем фигурки глазируются и расписываются.

Фото из интернета
Коллекционеров Стаффордширских фигурок в Великобритании и США очень много, поэтому информацию по фигуркам в сети довольно много. Диапазон цен от 10 фунтов до 10000. Любой, кому нравятся эти фигурки, может составить свою собственную коллекцию. К сожалению, есть и подделки. Поэтому остановимся на основных особенностях фигурок каждого периода.
Антиквариат (Pratt Ware) 1780-1840 годы
Отличительная особенность: фигурки раскрашены подглазурными красками.
Сюжеты: военные герои (Веллингтон, Нельсон, Наполеон Бонопарт), рядовые солдаты и матросы, члены королевской семьи и другие знаменитости того времени (как "положительные" герои, так и "отрицательные"). Развлечения, сцены курения и питья, охота, стрельба, спорт, деревенские сцены, животные. Классические фигуры.

Бюст преподобного Джорджа Уитфилда, одного из пионеров методистского движения. Автор Энох Вуд, приблизительно 1795-1800 годы
Производители: Pratt, Barker, Emery, Dixon, Austin & Co, Ferrybridge и огромное количество неизвестных производителей.

Фигурка с медведем и львом. Приблизительно 1820 год
Производство: диапазон цветов состоял из черного, коричневого, синего, зеленого, оранжевого, желтого и цвета шелковицы, все оксиды металлов, которые способны выдерживать высокую температуру в печи. Фигурки были разрисованы на бисквите, высушены, покрыты прозрачной свинцовой глазурью и обожжены при температуре около 1100 градусов по Цельсию.

Фигурка "Убеждение". Приблизительно 1820 год.
Дама задумалась над предложением, которое ей сделал мужчина, а мужчина с замиранием сердца ожидает ответа.
Дошедших до нас имен мастеров, изготавливающих Стаффордширские фигурки, немного, тем они ценнее для коллекционеров. Одно из таких имен - Чарльз Титтензор

Фигурки Чарльза Титтензора довольно редкие, поэтому очень дорогие, но ответ на вопрос "красивы ли они?" зависит от того, к какому лагерю вы относитесь: к лагерю фанатов Титтензора или почитателей других мастеров. Фанаты считают фигурки Титтензора потрясающими, удивительными творениями

Другие находят эти фигурки уродливыми, с тяжелой лепкой и неуклюжей, яркой подглазурной расцветкой. Но даже они признают, что некоторые фигурки Титтензора просто завораживают и будто светятся изнутри.

Довикторианский период 1800-1837 годы
Отличительная особенность: фигурки изготавливались из, так называемого, Pearlware (Pearlware, "жемчужно-белая", отличается от фарфора кремового цвета тем, что имеет голубоватую глазурь, полученную с использованием кобальта)
Для фигурок этого периода характерен голубовато-зеленовато-сероватый оттенок свинцовой глазури, видимый по всему периметру и открытой базе.
"Зверинец Полито настоящее гастрольное шоу с барменем и зверями"
Сюжеты: классические, библейские темы, легенды, деревенские темы, животные, времяпрепровождение, травля быков и диких животных, зоопарк и прочие. Сюжеты из Мейсена, Челси и других тоже были в ходу.

Антоний и Клеопатра
Производители: Sherratt, Lloyd, Salt, Walton и многие неизвестные производители.

Стаффордширская фигурки Джона Уолтона
Производство: Появилась более обширная палитра цветов, кроме подглазурных красок стали использоваться эмали. После глазурования фигурка покрывается эмалью и снова обжигается при более низкой температуре. Затем могла наноситься позолота и обжигаться последний раз при еще более низкой температуре.
Процесс изготовления фигурок стал еще более кропотливым. Отдельно отливались не только крупные части корпуса, но и мелкие - руки, ноги, мечи, лопаты, листья деревьев и прочее. Затем все части собирались вместе, склеивались и места склейки сглаживались перед обжигом.
В этот период некоторые фигурки устанавливались на постаментах с ножками.

св.Павел и св.Петр
Викторианский период 1837-1900 годы
Отличительные особенности: характерный голубой оттенок свинцовой глазури. Украшенный фасад только примерно с 1845 года. Вогнутые основания. Насыщенный кобальтовый синий примерно до 1860 года. Нет марок производителей. Старая тусклая позолота.

Мистер Панч с собакой Тоби
Сюжеты: Общественность жаждала изображений и больше не интересовалась имитацией работ. Большинство обычных людей не умели читать, поэтому моделисты, вдохновленные театральными программами, музыкальными каверами, популярной культурой, London Illustrated News, Talliss Shakespeare Gallery, Punch и прочими переносили "новости" в глиняные изображения. Все мало мальски интересные новости и сюжеты превращались в глину.

Крымская война. Моряк и его возлюбленная. 1855 год
Стафордширские фигурки были в то время своеобразной новостной лентой, в которой можно было узнать о последних скандалах, убийствах, трагических случаях, моде, спорте и общественно-значимых событиях, например о Законе о воде в столице 1852 года, когда было доказано, что причиной многих болезней является плохая вода

или смерти Эллен Брайт, "королевы львов", убитой тигром
или о вошедших в моду шароварах, которые были последним писком моды в 1860 году

Фигуры, изображающие пасторальные сцены и занятия, напоминающие сельскую жизнь, имели, конечно, сентиментальное значение для сельской бедноты, которая теперь стекалась в поисках работы в быстро растущие индустриальные города и деревни, но они становились все менее значимыми.
Промышленная революция в Англии почти точно совпала с началом правления королевы Виктории в 1838 году, создав богатство за счет промышленности, а не просто унаследованной земли. Новый средний класс стремился подражать всему лучшему, украсив свои дома предметами, похожими на дорогие фигурки Мейсена и Челси, а стаффордширские гончары должны были выпускать окрашенные и глазурованные фигурки собак, кошек, любимых королевой Викторией, крупного рогатого скота и более экзотических животных, таких как зебры и слоны,

1880 год
Волна народной любви к молодой королеве Виктории, особенно после "злых дядюшек" периода Регентства, породила сотни разных фигурок королевы, Альберта и всей ее большой семьи.

В период продолжительного траура после смерти Альберта от брюшного тифа в 1861 году общественный интерес сосредоточился на помолвках и свадьбах ее многочисленных детей и замках, где королева проводила это время.

Слева - Виндзорский замок с изображением круглой башни, справа - королева и принц Уэльский, старший сын и наследник престола, и принцесса Алиса и принц Луи Гессенский.
Невероятное количество Стаффордширских фигурок этого периода дает представление об эстетических вкусах населения, а для коллекционеров - возможность собрать свою уникальную коллекцию относительно недорого.
Выпускались фигурки политиков, военных, общественных и религиозных деятелей, членов королевской семьи европейских стран, спортсменов, а также американских президентов и даже простых, но ставших известными женщин, такие, например, как Флоренс Найтингейл.

Флоренс Найтингейл ввела строжайшую гигиену в госпиталях во время Крымской войны, что спасло жизни многих солдат. После возвращения с войны основала частный колледж медсестер. Ее "Записки по медсестринскому делу" стали учебной программой для многих поколений медсестер.
Актеры и актрисы изображались в самых привычных для них ролях.

Американские актрисы Шарлотта и Сьюзан Кушман в спектакле "Ромео и Джульетта" (Шаролотта в роли Ромео, Сюзан - Джульетты)
Производители: 99% фигурок в этот период были сделаны множеством неизвестных гончаров, их изделия не имели опознавательных знаков. Самыми активными изготовителями в этом период были две гончарные мастерские: Dudson и Stubbs, еще три десятка были активными в определенные периоды, но всю основную массу фигурок невозможно идентифицировать. Специалисты пытаются группировать фигурки по схожим признакам, но определить работы конкретных гончаров пока не удается.

Работы Ричарда Дадсона
Производство: Все гончары стремились заработать себе на жизнь. С большим увеличением числа конкурентов на быстро расширяющемся рынке было принято множество мер по сокращению затрат.
Богатая подглазурная кобальтовая краска, которая появилась на самых ранних викторианских фигурах, перестала выпускаться примерно в 1860 году. Количество отдельных форм на фигуре уменьшилось. На самых дешевых изделиях дорогие позолоченные линии и декор были заменена на желтую эмаль. В дополнение к глиняным фигуркам с вогнутыми основаниями стали производится фарфоровые фигурки с открытыми основаниями. Тем не менее, несмотря на сокращение затрат некоторыми производителями, в течение этого периода все еще были гончары, производившие высококачественные фигурки. Таким образом, лучшее качество не всегда является синонимом раннего срока.
Одна из главных тенденций этого периода - фигурки, оформленные по кругу, уступили место фигуркам с плоской спинкой (flatback). Фигурки flatback изготавливались не только для их удешевления, но и для того, чтобы они могли помещаться на узкой каминной полке.

1860 год
С появлением фигурок flatback, фарфор на своих каминных полках могли иметь даже бедняки. Конечно, бедняки тоже покупали фигурки животных, королевы Виктории или какого-нибудь святого, но самыми популярными были фигурки разбойников Дика Турпина (или Терпина) и Тома Кинга, живших в 18 веке. Дик Турпин был конокрадом и грабителем, угонял скот, занимался гоп-стопом, грабил дома богатых людей, за что его и повесили. Однажды он ограбил бандита Тома Кинга, и они стали орудовать вместе. Народная молва превратила Дика Турпина в эдакого Робин Гуда.

Еще одним популярным героем, о котором сегодня забыли, был Том Сэйерс, боксер-призер Pimlico, чей бой голыми кулаками с жителем Нью-Йорка Джоном Хинаном в Фарнборо в 1860 году привлек толпу из более чем 12000 человек. В четвертом из 37 раундов Сэйерс вывихнул руку, в то время как американец практически ослеп к тому времени, когда по прошествии двух часов и шести минут поединок был объявлен ничьей.

Огромное количество этих фигурок украшали каминные полки скромных домиков и коттеджей. Теперь они ценятся коллекционерами, поскольку в них есть детский шарм, возможно, потому, что на самом деле они были сделаны детьми, которые производили до 400 маленьких фигурок в день всего за два шиллинга (10 пенсов) в неделю, и эти фарфоровые изображения ничем не отличаются от постеров со Шварценегером или Гарри Поттером.
Очень популярными так же были пары животных, особенно собак, или фигурки с животными.
Идентичных пар фигурок не бывает, это связано с процессом их изготовления. Бывают лишь хорошие пары (с очень незначительными различиями), условно подходящие (различия в форме, белой глазури или зеркальном отражении) и соответствующие (различия в глазури, ручной росписи, которые наводят на мысль, что изделия изготовлены на разных мануфактурах). Каждая фигурка пары изготавливается отдельно. Вес глины обеих фигурок может несколько отличаться, ведь глина закладывалась в формы вручную. При обжиге в глазурь могут могут попасть частички сажи или шлака, и оттенок получится слегка другой.

Пара Стаффордширских собак
Для определения возраста викторианских стаффордширских фигурок существует граница, от которой можно производит приблизительный расчет. Это 1875 год, когда был принят закон о Детском труде. С этого времени начали применять санитарные нормы, особенно касающиеся детского и женского труда. Мышьяк и ртуть были запрещены в смеси, которая использовалась для производства "старой тусклой позолоты". В новом миксе получилась позолота другого качества - "зеркально-яркая" - с высокой отражающей способностью, как у зеркала. Это конкретное изменение было принято более или менее мгновенно и служит полезным индикатором возраста.
С 1885 года в фигурках стали применять стеклянные глаза, (которые быстро приобрели популярность) по которым тоже можно определить возраст фигурки

William Kent & Co. 1890-1960 годы
Отличительные особенности:
- около 1890 года: основы, окрашенные в зеленый/коричневый/желтый цвет, с полосатыми мазками.
- около 1920 года: основы окрашены нанесенными мазками.
- 1944-1962 годы: черные печатные марки Staffordshire Ware Kent Made in England или Staffordshire Knot или Staffordshire Ware England

Сюжеты: William Kent & Co. взяла на себя оригинальные викторианские отливки предшествующих компаний Parrи, возможно, приобрела другие мастер-формы у других обанкротившихся компаний, поэтому круг фигурок очень широк. В Каталоге William Kent & Co. за 1955 год можно посмотреть ассортимент продукции.

Дояр и доярка
Производство: фигурки изготавливались по оригинальным формам с использованием традиционных викторианских технологий прессования и примерно одинаковых цветов эмали.
Знатоки фарфора советуют при покупке предметов задавать продавцу три главных вопроса:
- Какого возраста фигурка?
- Где она была сделана?
- Откуда ты это знаешь?
Расплывчатые, неконкретные ответы означают, что продавец не знает или не хочет говорить правды.
Для того, чтобы самому отличить довикторианскую и викторианскую фигурку от фигурки, сделанной в 20 веке, нужно обратить внимание на следующие вещи (дорогой антиквариат лучше покупать, посоветовавшись со специалистом):
- БАЗА. Внимательно осмотрите базу и обратите внимание на глазурь. Густая, сиропообразная, ярко окрашенная глазурь отличает довикторианские и викторианские фигурки от фигурок 20 века, где глазурь тонкая и бесцветная.
- ОБОДОК НОГИ. Ищите базовую глазурь, поднимающуюся и на ободок стопы в одном или нескольких местах по сравнению с типичными ободками стопы 20 века, где глазурь никогда не поднимается и не попадает на ободок стопы и часто имеет матовый вид или вид покрытия мелом.
- ПОЗОЛОТА. Позолота с просвечивающими трещинами всегда 20 века. Остерегайтесь "медной" позолоты. Остерегайтесь отсутствия позолоты там, где ее можно было бы ожидать. Старая матовая мягкая позолота использовалась примерно с 1830 по 1875 год, и ее трудно воспроизвести. Зеркально-яркая позолота заменила тусклую позолоту примерно с 1875 года.
Эти три момента, как говорят специалисты, позволяют на 98% определить время изготовления. Фигурки 20 века тоже хороши, и их многие коллекционируют, но, вопрос в цене. Чем старше фигурка, тем она дороже. Поскольку маркировок у Стаффордширских фигурок нет, у некоторых возникает желание заработать мошенничеством.

Ухаживание. 1900 год
Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Часто можно встретить похожие фигурки разных изготовителей.
Плагиат был распространенным явлением в гончарных мастерских 18 и 19 веков. Фигурки не были защищены патентным законодательством, поэтому гончары, увидев, какие фигурки пользуются спросом, выпускали похожие. Иногда такие фигурки были лучше и качественнее образца.
Формы фигурок часто переходили из рук в руки от обанкротившихся гончаров к более успешным или, наоборот, начинающим. Когда умирал какой-то гончар, родственники продавали его формы другим гончарам, которые выпускали уже слегка видоизмененные фигурки. Такие фигурки нельзя считать подделками

Слева фигурки серии "Садовник" Ральфа Вуда. Вуд Умер в 1795 году, и формы фигурок купил Ричард Дадсон, который открыл магазин в 1800 году и вылепил фигурки той же формы (справа).
Формы фигурок передавались из рук в руки и по другим причинам. Так, Чарльз Титтензор решил, что некоторые из его разработок не добились успеха, и продал их другому гончару.

Фигурка Титтензора слева
Очень часто одни и те же фигурки разные гончары помещали в разный бокаж (ландшафт) или в совершенно другие условия.

Я попыталась систематизировать сведения, используя разные источники, но это лишь капля в огромном море Стаффордширских фигурок. Пока я еще не начала их коллекционировать, но вполне возможно, что скоро это время придет.

Фото из интернета

Ревнивая жена
Стаффордширские фигурки (Staffordshire Pottery Figures) - это не просто фигурки сами по себе, это предметы декорирования. Они идеально украшают чистую стену, могут выделить угол. Фигурки в определенной гамме цветов могут сочетаться с цветом окружающего пространства и сделать его ярче и разнообразнее. Несколько отдельных фигурок и сценок, составленные вместе, создадут большую жанровую сценку. Тематику тоже можно выбрать любую: городскую, сельскую, горную. Фарфоровые животные, домики и прочие аксессуары помогут создать целую деревушку или городок.

Часто на аукционах потомки продают всю коллекцию стаффордширских фигурок своих предков. По этим фигуркам можно судить о вкусах их первоначальных владельцев. На фото в центре - молодая пара и мужчина с собакой, по краям - фигурки войны и мира.
В широком смысле Стаффордширские фигурки - это фигурки в наивном стиле, изготовленные в период с 1740 по 1960 год.
Коллекционеры делят Стаффордширские фигурки на четыре периода
- 1780-1840 годы - антиквариат (Pratt Ware)
- 1800-1837 годы - фигурки из графства Стаффордшир довикторианского периода
- 1837-1900 годы - фигурки из Стаффорлдира викторианского периода
- 1890-1960 годы - фигурки William Kent & Co.
Тематика фигурок невероятно разнообразная, но на протяжении всего времени самыми популярными оставались фигурки львов и собак.

Стаффордширская фигурка льва 1820 года. Лев одной лапой опирается на шар, что символизирует суверенитет над миром. Фото с сайта известного специалиста по антикварной английской керамике Джона Ховарда.
Коллекционеры, обычно, выбирают какое-то одно направление, поскольку фигурок столько, что нельзя объять необъятное. Сосредотачиваются на каком-то одном периоде или могут выбрать собирать только портретные фигуры или членов королевской семьи, театральные, религиозные или определенных животных, например, животные зоопарка или домашние животные, кошки или собаки. Или ограничиться только миниатюрами либо наоборот крупными фигурами. Некоторые собирают коттеджи, держатели для часов или бюсты исторических деятелей. Варианты бесконечны.

Всадники. Можно собирать всадников - обычных людей, мужчин и женщин, или королевских особ (Виктория и Альберт, Наполеон и Жозефина и прочие) или полководцев и прочих известных людей и даже святых (св. Георгий, убивающий дракона)
Викторианцы из среднего класса любили большое количество разного рода вещиц в доме, в том числе фарфора. На каминных полках стояли фарфоровые фигурки. Стеллажи для тарелок и серванты в больших обеденных залах были заставлены сервировочной посудой. На каждом столе стояли фигурки, животные, вазы и другие украшения, которые производились тысячами английских гончарных мастерских в Стаффордшире. Сочетание правильной глины, изобретательных гончаров, таких как Джозайя Веджвуд, и доступной рабочей силы, часто детей, сделали Стаффордшир центром фарфоровой промышленности. Многие маленькие забытые ныне фабрики, а также такие гиганты, как Spode, Wedgwood, Adams, сгруппировались в городах Бурслем, Кобридж, Фентон, Лонгтон, Сток и Танстолл, которые теперь входят в состав современного города Сток-он-Трент. Были разработаны тысячи узоров для фарфоровой посуды, но именно красочное производство раскрашенных и глазурованных керамических фигурок Стаффордшира очаровало викторианцев по обе стороны Атлантики. Большинство стаффордширских моделей животных и исторических личностей, которые можно найти на аукционах, в чарити и на блошиных рынках являются работой мастеров 19 века. Более ранние образцы 18 века, созданные Ральфом Вудом, отцом и сыном, Уилдоном и Праттом, редки и дороги. Самые ранние фигуры всадников или солдат, ныне известные как Astbury Whieldon, далеко не так привлекательны, как более поздние модели, но на аукционе они продаются за тысячи долларов.

Стаффордширская керамическая фигура военного всадника Эстбери Уилдон. 1745 год. Фото с сайта Джона Ховарда.
В общих чертах производство Стаффордширских фигурок состояло из нескольких этапов. Влажную глину прессовали в формы и давали немного усохнуть для облегчения удаления. Прессование использовалось исключительно до конца викторианской эпохи.
После использовали, так называемое, шлихтерное формирование (жидкую суспензию глины - шлихтер - заливают в форму, на внутренних стенках формы формируется отливка). Отдельные формы склеиваются с помощью шлихтера, чтобы получить целую фигурку. Фигурку отжигают, чтобы удалить воду, таким образом формируется бисквит (матовый, белый фарфор, непокрытый глазурью). Затем фигурки глазируются и расписываются.

Фото из интернета
Коллекционеров Стаффордширских фигурок в Великобритании и США очень много, поэтому информацию по фигуркам в сети довольно много. Диапазон цен от 10 фунтов до 10000. Любой, кому нравятся эти фигурки, может составить свою собственную коллекцию. К сожалению, есть и подделки. Поэтому остановимся на основных особенностях фигурок каждого периода.
Антиквариат (Pratt Ware) 1780-1840 годы
Отличительная особенность: фигурки раскрашены подглазурными красками.
Сюжеты: военные герои (Веллингтон, Нельсон, Наполеон Бонопарт), рядовые солдаты и матросы, члены королевской семьи и другие знаменитости того времени (как "положительные" герои, так и "отрицательные"). Развлечения, сцены курения и питья, охота, стрельба, спорт, деревенские сцены, животные. Классические фигуры.

Бюст преподобного Джорджа Уитфилда, одного из пионеров методистского движения. Автор Энох Вуд, приблизительно 1795-1800 годы
Производители: Pratt, Barker, Emery, Dixon, Austin & Co, Ferrybridge и огромное количество неизвестных производителей.

Фигурка с медведем и львом. Приблизительно 1820 год
Производство: диапазон цветов состоял из черного, коричневого, синего, зеленого, оранжевого, желтого и цвета шелковицы, все оксиды металлов, которые способны выдерживать высокую температуру в печи. Фигурки были разрисованы на бисквите, высушены, покрыты прозрачной свинцовой глазурью и обожжены при температуре около 1100 градусов по Цельсию.

Фигурка "Убеждение". Приблизительно 1820 год.
Дама задумалась над предложением, которое ей сделал мужчина, а мужчина с замиранием сердца ожидает ответа.
Дошедших до нас имен мастеров, изготавливающих Стаффордширские фигурки, немного, тем они ценнее для коллекционеров. Одно из таких имен - Чарльз Титтензор

Фигурки Чарльза Титтензора довольно редкие, поэтому очень дорогие, но ответ на вопрос "красивы ли они?" зависит от того, к какому лагерю вы относитесь: к лагерю фанатов Титтензора или почитателей других мастеров. Фанаты считают фигурки Титтензора потрясающими, удивительными творениями

Другие находят эти фигурки уродливыми, с тяжелой лепкой и неуклюжей, яркой подглазурной расцветкой. Но даже они признают, что некоторые фигурки Титтензора просто завораживают и будто светятся изнутри.

Довикторианский период 1800-1837 годы
Отличительная особенность: фигурки изготавливались из, так называемого, Pearlware (Pearlware, "жемчужно-белая", отличается от фарфора кремового цвета тем, что имеет голубоватую глазурь, полученную с использованием кобальта)
Для фигурок этого периода характерен голубовато-зеленовато-сероватый оттенок свинцовой глазури, видимый по всему периметру и открытой базе.
"Зверинец Полито настоящее гастрольное шоу с барменем и зверями"
Сюжеты: классические, библейские темы, легенды, деревенские темы, животные, времяпрепровождение, травля быков и диких животных, зоопарк и прочие. Сюжеты из Мейсена, Челси и других тоже были в ходу.

Антоний и Клеопатра
Производители: Sherratt, Lloyd, Salt, Walton и многие неизвестные производители.

Стаффордширская фигурки Джона Уолтона
Производство: Появилась более обширная палитра цветов, кроме подглазурных красок стали использоваться эмали. После глазурования фигурка покрывается эмалью и снова обжигается при более низкой температуре. Затем могла наноситься позолота и обжигаться последний раз при еще более низкой температуре.
Процесс изготовления фигурок стал еще более кропотливым. Отдельно отливались не только крупные части корпуса, но и мелкие - руки, ноги, мечи, лопаты, листья деревьев и прочее. Затем все части собирались вместе, склеивались и места склейки сглаживались перед обжигом.
В этот период некоторые фигурки устанавливались на постаментах с ножками.

св.Павел и св.Петр
Викторианский период 1837-1900 годы
Отличительные особенности: характерный голубой оттенок свинцовой глазури. Украшенный фасад только примерно с 1845 года. Вогнутые основания. Насыщенный кобальтовый синий примерно до 1860 года. Нет марок производителей. Старая тусклая позолота.

Мистер Панч с собакой Тоби
Сюжеты: Общественность жаждала изображений и больше не интересовалась имитацией работ. Большинство обычных людей не умели читать, поэтому моделисты, вдохновленные театральными программами, музыкальными каверами, популярной культурой, London Illustrated News, Talliss Shakespeare Gallery, Punch и прочими переносили "новости" в глиняные изображения. Все мало мальски интересные новости и сюжеты превращались в глину.

Крымская война. Моряк и его возлюбленная. 1855 год
Стафордширские фигурки были в то время своеобразной новостной лентой, в которой можно было узнать о последних скандалах, убийствах, трагических случаях, моде, спорте и общественно-значимых событиях, например о Законе о воде в столице 1852 года, когда было доказано, что причиной многих болезней является плохая вода

или смерти Эллен Брайт, "королевы львов", убитой тигром
или о вошедших в моду шароварах, которые были последним писком моды в 1860 году

Фигуры, изображающие пасторальные сцены и занятия, напоминающие сельскую жизнь, имели, конечно, сентиментальное значение для сельской бедноты, которая теперь стекалась в поисках работы в быстро растущие индустриальные города и деревни, но они становились все менее значимыми.
Промышленная революция в Англии почти точно совпала с началом правления королевы Виктории в 1838 году, создав богатство за счет промышленности, а не просто унаследованной земли. Новый средний класс стремился подражать всему лучшему, украсив свои дома предметами, похожими на дорогие фигурки Мейсена и Челси, а стаффордширские гончары должны были выпускать окрашенные и глазурованные фигурки собак, кошек, любимых королевой Викторией, крупного рогатого скота и более экзотических животных, таких как зебры и слоны,

1880 год
Волна народной любви к молодой королеве Виктории, особенно после "злых дядюшек" периода Регентства, породила сотни разных фигурок королевы, Альберта и всей ее большой семьи.

В период продолжительного траура после смерти Альберта от брюшного тифа в 1861 году общественный интерес сосредоточился на помолвках и свадьбах ее многочисленных детей и замках, где королева проводила это время.

Слева - Виндзорский замок с изображением круглой башни, справа - королева и принц Уэльский, старший сын и наследник престола, и принцесса Алиса и принц Луи Гессенский.
Невероятное количество Стаффордширских фигурок этого периода дает представление об эстетических вкусах населения, а для коллекционеров - возможность собрать свою уникальную коллекцию относительно недорого.
Выпускались фигурки политиков, военных, общественных и религиозных деятелей, членов королевской семьи европейских стран, спортсменов, а также американских президентов и даже простых, но ставших известными женщин, такие, например, как Флоренс Найтингейл.

Флоренс Найтингейл ввела строжайшую гигиену в госпиталях во время Крымской войны, что спасло жизни многих солдат. После возвращения с войны основала частный колледж медсестер. Ее "Записки по медсестринскому делу" стали учебной программой для многих поколений медсестер.
Актеры и актрисы изображались в самых привычных для них ролях.

Американские актрисы Шарлотта и Сьюзан Кушман в спектакле "Ромео и Джульетта" (Шаролотта в роли Ромео, Сюзан - Джульетты)
Производители: 99% фигурок в этот период были сделаны множеством неизвестных гончаров, их изделия не имели опознавательных знаков. Самыми активными изготовителями в этом период были две гончарные мастерские: Dudson и Stubbs, еще три десятка были активными в определенные периоды, но всю основную массу фигурок невозможно идентифицировать. Специалисты пытаются группировать фигурки по схожим признакам, но определить работы конкретных гончаров пока не удается.

Работы Ричарда Дадсона
Производство: Все гончары стремились заработать себе на жизнь. С большим увеличением числа конкурентов на быстро расширяющемся рынке было принято множество мер по сокращению затрат.
Богатая подглазурная кобальтовая краска, которая появилась на самых ранних викторианских фигурах, перестала выпускаться примерно в 1860 году. Количество отдельных форм на фигуре уменьшилось. На самых дешевых изделиях дорогие позолоченные линии и декор были заменена на желтую эмаль. В дополнение к глиняным фигуркам с вогнутыми основаниями стали производится фарфоровые фигурки с открытыми основаниями. Тем не менее, несмотря на сокращение затрат некоторыми производителями, в течение этого периода все еще были гончары, производившие высококачественные фигурки. Таким образом, лучшее качество не всегда является синонимом раннего срока.
Одна из главных тенденций этого периода - фигурки, оформленные по кругу, уступили место фигуркам с плоской спинкой (flatback). Фигурки flatback изготавливались не только для их удешевления, но и для того, чтобы они могли помещаться на узкой каминной полке.

1860 год
С появлением фигурок flatback, фарфор на своих каминных полках могли иметь даже бедняки. Конечно, бедняки тоже покупали фигурки животных, королевы Виктории или какого-нибудь святого, но самыми популярными были фигурки разбойников Дика Турпина (или Терпина) и Тома Кинга, живших в 18 веке. Дик Турпин был конокрадом и грабителем, угонял скот, занимался гоп-стопом, грабил дома богатых людей, за что его и повесили. Однажды он ограбил бандита Тома Кинга, и они стали орудовать вместе. Народная молва превратила Дика Турпина в эдакого Робин Гуда.

Еще одним популярным героем, о котором сегодня забыли, был Том Сэйерс, боксер-призер Pimlico, чей бой голыми кулаками с жителем Нью-Йорка Джоном Хинаном в Фарнборо в 1860 году привлек толпу из более чем 12000 человек. В четвертом из 37 раундов Сэйерс вывихнул руку, в то время как американец практически ослеп к тому времени, когда по прошествии двух часов и шести минут поединок был объявлен ничьей.

Огромное количество этих фигурок украшали каминные полки скромных домиков и коттеджей. Теперь они ценятся коллекционерами, поскольку в них есть детский шарм, возможно, потому, что на самом деле они были сделаны детьми, которые производили до 400 маленьких фигурок в день всего за два шиллинга (10 пенсов) в неделю, и эти фарфоровые изображения ничем не отличаются от постеров со Шварценегером или Гарри Поттером.
Очень популярными так же были пары животных, особенно собак, или фигурки с животными.
Идентичных пар фигурок не бывает, это связано с процессом их изготовления. Бывают лишь хорошие пары (с очень незначительными различиями), условно подходящие (различия в форме, белой глазури или зеркальном отражении) и соответствующие (различия в глазури, ручной росписи, которые наводят на мысль, что изделия изготовлены на разных мануфактурах). Каждая фигурка пары изготавливается отдельно. Вес глины обеих фигурок может несколько отличаться, ведь глина закладывалась в формы вручную. При обжиге в глазурь могут могут попасть частички сажи или шлака, и оттенок получится слегка другой.

Пара Стаффордширских собак
Для определения возраста викторианских стаффордширских фигурок существует граница, от которой можно производит приблизительный расчет. Это 1875 год, когда был принят закон о Детском труде. С этого времени начали применять санитарные нормы, особенно касающиеся детского и женского труда. Мышьяк и ртуть были запрещены в смеси, которая использовалась для производства "старой тусклой позолоты". В новом миксе получилась позолота другого качества - "зеркально-яркая" - с высокой отражающей способностью, как у зеркала. Это конкретное изменение было принято более или менее мгновенно и служит полезным индикатором возраста.
С 1885 года в фигурках стали применять стеклянные глаза, (которые быстро приобрели популярность) по которым тоже можно определить возраст фигурки

William Kent & Co. 1890-1960 годы
Отличительные особенности:
- около 1890 года: основы, окрашенные в зеленый/коричневый/желтый цвет, с полосатыми мазками.
- около 1920 года: основы окрашены нанесенными мазками.
- 1944-1962 годы: черные печатные марки Staffordshire Ware Kent Made in England или Staffordshire Knot или Staffordshire Ware England

Сюжеты: William Kent & Co. взяла на себя оригинальные викторианские отливки предшествующих компаний Parrи, возможно, приобрела другие мастер-формы у других обанкротившихся компаний, поэтому круг фигурок очень широк. В Каталоге William Kent & Co. за 1955 год можно посмотреть ассортимент продукции.

Дояр и доярка
Производство: фигурки изготавливались по оригинальным формам с использованием традиционных викторианских технологий прессования и примерно одинаковых цветов эмали.
Знатоки фарфора советуют при покупке предметов задавать продавцу три главных вопроса:
- Какого возраста фигурка?
- Где она была сделана?
- Откуда ты это знаешь?
Расплывчатые, неконкретные ответы означают, что продавец не знает или не хочет говорить правды.
Для того, чтобы самому отличить довикторианскую и викторианскую фигурку от фигурки, сделанной в 20 веке, нужно обратить внимание на следующие вещи (дорогой антиквариат лучше покупать, посоветовавшись со специалистом):
- БАЗА. Внимательно осмотрите базу и обратите внимание на глазурь. Густая, сиропообразная, ярко окрашенная глазурь отличает довикторианские и викторианские фигурки от фигурок 20 века, где глазурь тонкая и бесцветная.
- ОБОДОК НОГИ. Ищите базовую глазурь, поднимающуюся и на ободок стопы в одном или нескольких местах по сравнению с типичными ободками стопы 20 века, где глазурь никогда не поднимается и не попадает на ободок стопы и часто имеет матовый вид или вид покрытия мелом.
- ПОЗОЛОТА. Позолота с просвечивающими трещинами всегда 20 века. Остерегайтесь "медной" позолоты. Остерегайтесь отсутствия позолоты там, где ее можно было бы ожидать. Старая матовая мягкая позолота использовалась примерно с 1830 по 1875 год, и ее трудно воспроизвести. Зеркально-яркая позолота заменила тусклую позолоту примерно с 1875 года.
Эти три момента, как говорят специалисты, позволяют на 98% определить время изготовления. Фигурки 20 века тоже хороши, и их многие коллекционируют, но, вопрос в цене. Чем старше фигурка, тем она дороже. Поскольку маркировок у Стаффордширских фигурок нет, у некоторых возникает желание заработать мошенничеством.

Ухаживание. 1900 год
Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Часто можно встретить похожие фигурки разных изготовителей.
Плагиат был распространенным явлением в гончарных мастерских 18 и 19 веков. Фигурки не были защищены патентным законодательством, поэтому гончары, увидев, какие фигурки пользуются спросом, выпускали похожие. Иногда такие фигурки были лучше и качественнее образца.
Формы фигурок часто переходили из рук в руки от обанкротившихся гончаров к более успешным или, наоборот, начинающим. Когда умирал какой-то гончар, родственники продавали его формы другим гончарам, которые выпускали уже слегка видоизмененные фигурки. Такие фигурки нельзя считать подделками

Слева фигурки серии "Садовник" Ральфа Вуда. Вуд Умер в 1795 году, и формы фигурок купил Ричард Дадсон, который открыл магазин в 1800 году и вылепил фигурки той же формы (справа).
Формы фигурок передавались из рук в руки и по другим причинам. Так, Чарльз Титтензор решил, что некоторые из его разработок не добились успеха, и продал их другому гончару.

Фигурка Титтензора слева
Очень часто одни и те же фигурки разные гончары помещали в разный бокаж (ландшафт) или в совершенно другие условия.

Я попыталась систематизировать сведения, используя разные источники, но это лишь капля в огромном море Стаффордширских фигурок. Пока я еще не начала их коллекционировать, но вполне возможно, что скоро это время придет.

Фото из интернета