pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Category:

Парфюмерные флаконы в Королевской коллекции

Римское завоевание принесло на Британские острова не только хорошие дороги, но ароматы, косметику и роскошные ванны. До римлян британцы знали только два ароматных растения - шиповник и лаванду.
Духи стали широко использоваться в Англии в 16 веке. Духи впервые были нанесены на кожу для удовольствия во время правления Елизаветы I. Спирт как растворитель не был известен, поэтому запахи часто были густыми и несколько маслянистыми по сегодняшним меркам. Роза часто смешивалась с мускусом, и нередко в формулы добавляли сахар.
Считалось, что неприятные запахи вредны, поэтому стала модной традиция носить помандры с запахом для защиты от болезней и чумы. Известно, что помандр Генриха V, который он взял с собой на битву при Азенкуре, был наполнен мускусом, розой, специями, серой амброй и апельсином.



Украшенный драгоценностями помандр елизаветинской эпохи (pomme d'ambre - янтарное яблоко).


Помандры в Англии были первыми "парфюмерными флаконами" - предметами роскоши, которые могли позволить себе только очень состоятельные люди. Для них это был способ скрыть запах долго немытого тела.
Мы часто воспринимаем людей той эпохи, как невежественных грязнуль, которые не любили мыться. Но дело здесь не в нелюбви к воде, а в страхе перед ней. Стирка белья поощрялась и считалась важным средством гигиены, но вот вода для мытья наносила человеку больше вреда, чем пользы. Качество воды в то время было ниже плинтуса: в Темзу стекали мусор и необработанные отходы, и она использовалась в качестве свалки с жидкими отходами еще с 1300-х годов. Эта проблема усугублялась по мере роста населения в Лондоне. Даже пить вместо воды люди предпочитали эль или пиво, а более богатые - вино.



Старуха опорожняет горшок через окно". Хендрик Бари. 1670 год
"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи духи, не ведая стыда...". Ведь и правда, если бы не старухи с ночными горшками, кухарки с помоями и прочие отходы человеческой деятельности, искусство парфюмерии так быстро бы не развивалось.

Кроме того помандр был в то время символом статусности, ношение духов означало привилегированность.
Помандры делали из золота, серебра или дерева. Эти маленькие футляры могли иметь различную форму, например, сердечка или черепа. Духи в Англию эпохи Тюдоров в основном поступали из Италии, основными ингредиентами были шарики серой амбры (полученной из кашалота), мускуса (выделение оленя) и циветты (полученное из ароматических желез циветты), к ним добавляли такие специи, как мускатный орех, гвоздику и тмин, менее дорогими вариантами могли быть лепестки или травы. Носили помандры обычно на шейной цепочке или шнуре на поясе как переносной атомайзер.

Помандры были модными и в более поздний период. В Королевской коллекции довольно обширная коллекция помандров 18-19 веков.



Сферический стеклянный флакон для ароматов с золотой решеткой в клетку и бирюзой в золотых четырехлистниках.



Ароматический флакон сферической формы из золота и эмали с многоугольной пробкой, украшенный бело-синим эмалевым ремешком и чеканной листвой.

Однако одни из самых старых парфюмерных флаконов в Королевской коллекции не британские, а римские и греческие.



Римский сосуд для благовоний из Петры, Иордания. Подарен королеве Елизавете II королем Иордании Хусейном в 1966 году.
 


Круглый греческий керамический арибаллос (сосуд для масел). 600 год до н.э.



В центре - фаянсовая двугорловая бутылка для ароматических масел. Верхняя половина человеческой фигуры образует одну из горлышек бутылки, а верхняя часть банки - другую. Чувствуется Египетское влияние. Найдена на Родосе. 600 год до н.э. Приобретена на Родосе королем Эдуардом VII (тогда принц Уэльский).
Слева - направо - сосуды для ароматических масел в виде газели, головы барана, утки и в форме головы в шлеме. Приобретены королем Эдуардом VII (тогда принцем Уэльским) на Радосе и в Риме.

В Королевской коллекции есть довольно большая коллекция ароматических флаконов из Японии и Китая.



Флакон из японского фарфора, расписанного эмалями в стиле Какиемон. Арита, провинция Хидзэн. 17 век. На чередующихся сторонах изображены стебли хризантемы и чернослива. Таких флаконов пара. Находятся в Виндзорском замке.

Самым страстным коллекционером китайских флаконов из разных материалов была королева Мэри. Она коллекционировала не только парфюмерные флаконы, но и сосуды для нюхательного табака, но о них в другой раз.



Два сине-белых миниатюрных фарфоровых флакона. Флаконы разрисованы женщинами, ухаживающими за цветами в горшках. 1690–1700 годы.



Овальная ваза-бутылка из китайского фарфора. Монохромная серо-зеленая глазурь селадона была основным продуктом обжиговых печей Longquan на протяжении веков в период Мин и ранее и была использована на фарфоровых заводах Цзиндэчжэня в семнадцатом веке и начиная с правления Канси (1662–1722) и далее, в этом стиле изготавливались выдающиеся изделия, часто с неброским резным орнаментом. Куплена Георгом IV.



Бледно-зеленый флакон из нефрита, вырезанный в виде пня, на котором сидит птица. Пробка из розового кварца. Стойка из твердой древесины. Куплен королевой Мэри в 1913 году.



Парфюмерный флакон из аметистового кварца на трех ножках. Китай. 19 век.
Приобретен королевой Мэри около 1930-31 годов.

В коллекции есть интересные экземпляры, которые можно назвать "китайско-европейским содружеством". Это парфюмерные сосуды, переделанные европейскими мастерами из маленьких китайских ваз.



Парфюмерный сосуд, образованный из фарфоровой вазы в форме бутылки с буддийскими символами (колесо, зонтик, раковина, пара рыб, бесконечный узел и ваза) и Восемь даосских бессмертных (тыква, брызги лотоса, ваза для цветов, флейта, меч, веер, музыкальная бамбуковая трубка и пара кастаньет). Сосуд украшен искусно выполненными креплениями из позолоченной бронзы, созданными Бенджамином Льюисом Вуллиами около 1810 года. Носик отлит как маска, а ручка для свитка - как женская голова.



Пара миниатюрных китайских ваз, превращенных во флаконы, из фарфора с голубой глазурью из провинции Циянси украшены позолоченной бронзой французскими ювелирами. Приобретены Георгом IV.



Еще одно китайско-французское "сотрудничество". Фарфоровое горлышко заменено двухъярусным воротником из французской позолоченной бронзы с четырьмя накладными литыми выступами, с чередующимися головами вакхического сатира и аканта. "Тело" сосуда сформировано по спирали и покрыто глазурью. Приобретено Георгом IV

Парфюмерные сосуды из Южной Азии составляют одну из жемчужин коллекции. Эти сосуды были, в основном, подарками членам королевского дома. Большая часть этих подарков принадлежала королю Эдуарду VII.



Пара золотых бутылок для парфюмированной воды, или сурахи. В нижней части изображения наземных и водных животных. У основания горлышка сидят четыре попугая, под ними - 12 мифических существ, макара, созданных из сочетания наземных и водных животных.



Пара золотых парфюмерных сосудов в виде стилизованных львов с чеканными кудрявыми гривами. Сосуды имеют носики, зажатые между лапами львов и прикрепленные цепями. Подобные сосуды были разработаны для хранения натуральных духов, известных как аттар. 19 век.
Подарены королю Эдуарду VII, когда он был принцем Уэльским, во время его поездки по Индии в 1875-76 годах, вероятно, Караком Сингхом, махараджей Капуртхалы.

Индийские ароматические сосуды, представляли из себя держатели (holder) для флаконов духов, которые предлагались во время церемоний индийского двора, чтобы приветствовать посетителей.



Этот держатель является частью изысканного набора из одиннадцати предметов, который был подарен принцу Уэльскому Альберту Эдварду во время его четырехмесячного турне по Индии в 1875-76 годах. Когда принц вернулся из турне, он организовал выставку своих подарков из Индии в различных местах Британии, Парижа и Копенгагена. Этот золотой набор особенно нравился публике.



Эмалированный золотой держатель для духов или аттардан, состоящий из круглого подноса с зеленым с красным эмалированным золотым цветком лотоса в центре, который открывается и закрывается при надавливании на стержень под подносом. Поднос украшен восемью овальными медальонами со сценами охоты, цветочными узорами и изображениями двух знаменитых дворцов Джайпура - Чандра Махал и Форт Амбер.
Подарен королю Эдуарду VII, тогда принцу Уэльскому, во время его поездки по Индии в 1875-76 годах Рам Сингхом II, махараджей Джайпура.



Еще один держатель для парфюмерных флаконов или аттардан в виде бутона лотоса. Четыре лепестка, украшенные ажурным золотым цветочным узором, открываются при нажатии на наконечник. В бутоне находятся восемь золотых флаконов с цветочными орнаментами и рубинами. Ароматические флаконы прикреплены к серебряным филигранным кронштейнам, которые исходят из центральной ножки и отделены друг от друга струйками филигранных цветов. Бутон стоит на широкой восьмиугольной основе, украшенной цветочным орнаментом с рифленой лепкой по краю.
Подарено королю Эдуарду VII, когда принц Уэльский, во время его поездки по Индии в 1875-76 годах Джашвантом Сингхом II, махараджей Джодхпура.

Флаконы Фаберже тоже представлены в Королевской коллекции. Это настоящие произведения искусства, неудивительно, что члены британского королевского дома создали из них приличную коллекцию.
Раньше парфюмерные фирмы производили ароматы в обычных стеклянных флаконах, которые имели чисто утилитарное значение, так как изначально планировалось, что духи будут переливать в небольшие драгоценные флаконы.
Парфюмерные флаконы, производимые фирмой Фаберже делились на три категории.  
Те самые "духи в граненом хрустале" - хрустальные флаконы, рассчитанные на сравнительно большой объем (50-100 мл) с крышкой из драгоценного металла.  



Парфюмерный флакон из горного хрусталя, квадратный в разрезе с четырьмя панелями с восьмиконечными звездами, воротником из красного золота и откидной крышкой с бледно-полупрозрачной синей гильошированной эмалью и полосами из пальмовых листьев. Марка Хенрика Вигстрема.
Подарен королеве Мэри (тогда принцессе Уэльской) лордом Ревелстоком в 1909 году.



Цилиндрический флакон из рифленого горного хрусталя. Куполообразный колпачок на шарнирах из ярко-синего гильоше и белых эмалевых полос с блестящим топазом. Внутри стеклянная пробка. Марка Федора Афанасьева.
Куплена вдовствующей царицей Марией Федоровной 11 апреля 1910 года за 80 руб и подарена королеве Мэри.

Вторая категория флаконов – это небольшие изящные флаконы разнообразных форм небольшого объема, которые можно носить с собой. Они выполнялись из драгоценных металлов – золота и серебра, покрывались гильошированной эмалью, которая стала визитной карточкой изделий Фаберже.



Сине-голубая гильошированная фляжка в форме амфоры с откидной двухцветной золотой шейкой, чеканной с лиственной каймой. 1908-1917 годы.
В Королевской коллекции с 1953 года.



Флакон из розовой эмали и гильоше с откидной крышкой. Корпус флакона сужается к вершине и украшен лавровыми лентами и гирляндами, подвешенными на ленте из двухцветного позолоченного золота и серебра, инкрустированной розовыми бриллиантами. 1896-1908 годы

Третья категория флаконов близка к предыдущей -  это флаконы маленького объема, но выполненные не из металла, я вырезанные из поделочного камня: нефрита, горного хрусталя, халцедона. Такие флаконы нередко украшались бриллиантами и другими драгоценными камнями.  



Парфюмерный флакон с вырезанным в китайском стиле лицом бородатого мужчины из зеленого авантюринового кварца, откидная крышка из желтого золота, инкрустированная розовыми бриллиантами и рубиновым наконечником из кабошона.
Вероятно, приобретен королевой Александрой около 1904 года.



Гравированный парфюмерный флакон из дымчатого кварца в форме лиры с опорами из красного золота, инкрустированными розовыми бриллиантами. Крышка покрыта полупрозрачной розовой эмалью и увенчана жемчужным навершием. Марка Михаила Першина до 1896 года.

Английские флаконы тоже широко представлены в Королевской коллекции.
Коллекция флаконов Веджвуд представлена флаконами из голубого неглазированного керамогранита (Jasperware), который является его "визитной карточкой". Пробка могла быть, как серебряной, так и позолоченной. Рисунки на сторонах плоских флаконов были разными.



Флакон украшен гирляндами и розетками, опоясывающими с одной стороны профильный бюст Георга IV, с другой - перья принца Уэльского (геральдический знак) и девиз ICH DIEN. Был куплен королевой Мэри в 1913 году



Слева - две стороны флакона 1790 года с классическими сценами.
Справа сверху вниз:
- флакон 1780 года, каждый конец снабжен фарфоровой пробкой и позолоченной крышкой
- флакон 1790 года с белым барельефом из лиственных волнистых мотивов и полос переплетения, охватывающих розетки, и с каждой стороны драпированной женской фигурой с крыльями разного дизайна
- флакон 1790 года, на обеих сторонах которого изображена женская фигура (предположительно Флора), стоящая на облаках. Был подарен королеве Мэри в 1913 году.

Очень хороша коллекция фарфоровых парфюмерных флаконов от английских изготовителей. Поскольку флаконы - слишком маленькие изделия, и не на каждое поставишь клеймо, идентифицированы, в основном, только флаконы самых известных производителей.



Ароматический флакон с изображением двух детей и собаки у тутового куста. Челси, приблизительно 1745-69 годы.



Ароматический флакон из фарфора в форме урны, с накладными и расписанными цветами, с оправой из позолоченной бронзы и пробкой в виде фарфоровой бабочки. Челси. 1750-70 годы



Белый фарфоровый флакон с изображением мальчика, ловящего козу за рога, на фоне виноградных лоз. Фарфоровые шкатулки и флаконы с изображением детей, играющих с животными, были очень популярны в середине восемнадцатого века. Этот узор, в частности, был очень популярен и воспроизводился в Англии и Германии многочисленными производителями фарфора.
Предположительно фабрика 'Girl-in-a-Swing', Лондон, 1745-65 годы (название (Девушки на качелях) фабрика получила из-за своего самого известного изделия).



Парфюмерный фарфоровый флакон с видом Вустера. Фабрика Чемберлен, Вустер. 1790–1800 годы.



Фарфоровый флакон в виде букета голубых цветов, стебли которых связаны вместе, образуя ножку флакона. 1750–1800 годы.



Фарфоровый флакон в виде седоволосой женской фигуры в фиолетовом пальто, желтой юбке с цветочным рисунком и остроконечных черных туфлях. Голова женщины является пробкой.



Миниатюрный круглый флакон из белого фарфора с зубчатыми и приподнятыми краями, каждая сторона покрыта синей глазурью в позолоченной полосе. В центре - сцена у реки. Англия.



Ароматический флакон из фарфора, нижняя часть которого имитирует плетеную корзину, а верхняя украшена осенним пейзажем. Англия
 
Золото и серебро - самый подходящий материал для изготовления парфюмерных флаконов для королевских особ, и таких флаконов в коллекции много.



Ароматический флакон из золота и эмали грушевидной формы



Ароматический флакон овальной формы. Золото, эмаль, рубины, жемчуг



Этот богато украшенный драгоценными камнями флакон для ароматов был вдохновлен индийскими украшениями, отправленными королеве Шарлотте набобом из Аркота. На эмалированной пластине изображен Королевский герб и необычный девиз "PATENT PARATOUT". Позолоченное серебро. Англия.
Был выставлен на продажу в 1819 году. В 1934 году флакон выкупила королева Мэри.

Стеклянные флаконы тоже могут быть вполне королевскими. Граненое стекло с изящной пробкой - это очень красиво.



Прямоугольный стеклянный флакон с бриллиантовой огранкой и сульфидной камеей принцессы Шарлотты в профиль. У бутылки есть пробка в форме ромашки. Приобретена королевой Мэри.



Овальный стеклянный флакон с золотым колпачком, украшенным лиственными узорами темно-синей и розовой эмалью.



Ароматический флакон из граненого хрусталя круглой формы с излучающим светом, золотая завинчивающаяся крышка, чеканка с лиственной розеткой, эмалированные круглые стороны с цветочными головками.



Стеклянный флакон в форме урны с граненым корпусом, позолоченная пробка, увенчанная миниатюрным фарфоровым мопсом. 1750–1800 годы

 В коллекции много стеклянных и хрустальных флаконов, инкрустированных эмалью и золотом.



Ароматический флакон из граненого стекла с филигранным каркасом из позолоченного металла с отлитой в виде двух голубей пробкой. 1760–1800 годы.



Плоский флакон из граненого синего стекла с зубчатым краем на горлышке. Роспись эмалью - птица, сидящая на ветке, фрукты и насекомые.



Плоский круглый флакон из непрозрачного белого стекла, инкрустированный золотом техникой cagework в стиле Георга II



Плоский флакон для ароматов из граненого синего стекла с золотой "клеткой"-cagework.

В Королевской коллекции есть парфюмерные флаконы из поделочного камня не только от Фаберже, но и от других производителей.



Парфюмерный флакон из лазурита, украшенный маской льва из позолоченного металла с рубиновыми глазами. Пробка отлита в виде орла с алмазными глазами.



Миниатюрный флакон-кулон из агата с золотой полоской, на которой эмалью изображен рог изобилия с цветами.



Плоский флакон из слоновой кости с оправой из позолоченного металла, расписанный в центре классическим профилем.



Миниатюрный флакон из янтаря в виде урны с золотой оправой. Пробка выполнена в виде гвоздики. Предположительно изготовлен в Германии.
Tags: Англия, духи, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вакцинация от COVID-19 в Бирмингеме

    Вакцинация в Бирмингеме проходит организовано и очень быстро. Как только подходит твой возраст для вакцинации, получаешь смску и вперед, записывайся…

  • Рыжая фотомодель

    Британские ученые исследователи выяснили, что существует пять типов кошек: Кошка-Человек, Кошка-Охотник, Кошка-Кошка, Вздорная-Кошка,…

  • Фрэнсис Карр, графиня Сомерсет

    Фрэнсис Карр, (в девичестве Говард) графиня Сомерсет - британская Лукреция Борджиа, одна из самых известных женщин Англии. Скарлетт О'Хара по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments