pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Categories:

Мой любимый телеведущий

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как возится в своем саду Монти Дон. Даже те, у кого нет своего сада, и кто советы Монти пропускает мимо ушей, с удовольствием смотрят на то, как он копается в своем собственном саду под названием Longmeadow вместе со своими четвероногими "помощниками" Найджелом и Нелли. С не меньшим интересом смотрятся фильмы The Secret History of the British Garden, Around the World in 80 Gardens, циклы фильмов о французских, итальянских, японских и американских садах. Для начинающих садоводов у Дона выходит передача Big Dreams, Small Spaces, в которой Дон помогает начинающим садоводам создать сад мечты на небольшой территории. Британцы считают Монти Дона своим домашним садоводом. Постоянные зрители знают сад Дона так же хорошо, как и свои собственные.




"Я не великий музыкант, но мне часто кажется, что есть аналогия с музыкой", - говорит Монти Дон, описывая свое понимание работы в саду. - "Когда вы разучиваете музыкальное произведение, вы стараетесь сыграть правильные ноты правильными пальцами. Но пока вы не перестанете думать о том, как играть, вы не сможете по-настоящему услышать музыку. Поэтому, когда я попадаю в сад, я стараюсь перестать думать о своих исследованиях и даю своему разуму свободный ход. Я думаю: "Как это выглядит? Что я чувствую?"



У Монти Дона нет специального образования, но у него есть гены ботаника. Дед Дона по отцовской линии, Джордж Дон, был шотландским ботаником и коллекционером растений, а его отец (прадед Монти, был директором Эдинбургского королевского ботанического сада.
Монти Дон с детства увлекался садоводством, в 17 лет уехал в Прованс, где работал садовником, но, вернувшись, поступил учиться в Кембридж, где изучал английскую филологию. Здесь он встретил свою будущую жену Сару, с которой был в составе гребной команды.
 Когда Монти и Сара поженились, они жили в Ислингтоне, в подвальном помещении. Монти работал в ресторане, а затем отец купил студию в Клеркенвелле, чтобы он начать ювелирный бизнес
В 1981 году Дон вместе с партнером основали Monty Don Jewellery, лондонский бизнес, который занимался разработкой, производством и продажей бижутерии. Бизнес был очень успешным. Среди их клиентов были Бой Джордж, Майкл Джексон, принцесса Диана.  



В ювелирной коллекции Дианы было две пары сережек от Монти Дона: жемчужные серьги и перламутровые сережки с падающим вниз перышком. Диана сохранила эти серьги, и они переданы ее сыновьям вместе с остальной коллекцией.



К сожалению крах фондового рынка 1987 года привел к почти полному банкротству бизнеса Дона. Два года Дон был безработным и жил на пособие по безработице. Эта ситуация подтолкнула его к карьере писателя и телеведущего. Дон писал статьи по садоводству, вел колонку в газете, участвовал в утренних телешоу. В 2003 году BBC объявила Дона новым ведущим своего многолетнего шоу Gardeners' World, сменив Алана Титчмарша. Дон - первый садовод-самоучка-ведущий в истории шоу. Сейчас невозможно представить британское садоводство без Монти Дона.

Longmeadow

Вот как Монти Дон рассказывает о начале создания своего сада: "Когда мы купили этот дом в октябре 1991 года, сад состоял из заброшенного поля площадью 2 акра позади и гораздо меньшей площади спереди, покрытой строительными щебнями. Вот и все. Было одно дерево - орешник в том месте, что сейчас является Весенним садом, - а все остальное - грубая трава, крапива и ежевика.
Следующие весну и лето я провел, кося грубую траву и убирая мусор. Я трижды прочесал каждый дюйм, чтобы лучше узнать местность. Все время что-то планировал, мечтал и рисовал.
Я узнал, что ветер дует с трех сторон, поэтому, когда я начал разбивать сад осенью 1992 года, я знал, что первое, что мне нужно, это ветрозащитные полосы. Я купил сто шестифутовых кольев из каштана и разделил их на четыре части (каштан красиво раскалывается по волокну), чтобы получилось 400. Я также купил 2000 бамбуковых палок и сплел их между кольями, чтобы сделать прочную ограду. Затем молодые живые изгороди были посажены с подветренной стороны изгороди и в результате росли намного быстрее.
Посадка началась весной 93-го и с тех пор не прекращалась. Изменения были кардинальными и некоторым могут показаться удивительными. Но в моем воображении это раннее поле с его узором из плетеных изгородей, защищающих маленькие растения, такие маленькие, но наполненные сновидениями, все еще остается под кожей, все еще существует на протяжении всех лет".



Сейчас у Дона в Лонгмидоу четыре основных сада.

Коттеджный сад (The Cottage Garden)

Первые 20 лет своего существования Коттеджный сад представлял из себя огород, который снабжал семью Дона свежими продуктами. Но за последние десять лет он превратился в традиционный, но по сути цветочный, коттеджный сад, наполненный цветами, но в котором также растут фруктовые деревья, ревень, крыжовник и разные травы вперемешку. В этом саду растет более 50 различных сортов кустарниковых роз.



Сад драгоценностей (The Jewel Garden)

Сад драгоценностей - это центр всего сада. Этот сад разбит в честь ювелирного бизнеса семьи, он символизирует ювелирное дело, такое же яркое, дерзкое, экстравагантное и требующее особого ухода. Весной здесь цветут тюльпаны,



а летом - георгины, имбирь, бананы, канны, титонии, циннии, подсолнухи и много чего еще.



Райский сад (The Paradise Garden)

Путешествуя по разным садам мире, Дон в 2017 году выпустил цикл передач под названием "Райские сады". Когда в одной части сада Дона от старости обрушилась теплица, после расчистки образовалась часть пустой территории, и Дон решил создать свой собственный Райский сад, основываясь на тех знаниях о садах, которые он почерпнул в исламском мире. В результате получилась вольная интерпретация восточных садов.
Монти создал квадратный чарбаг (в садово-парковом искусстве Среднего Востока чарбаг - регулярный сад, разделенный взаимопересекающимися аллеями на четыре равных участка), который состоит из четырех симметричных грядок, в центре которых находится большой сосуд с журчащей водой. В этом саду посажены мягкие травы, гранатовые, оливковые и цитрусовые деревья и самые обычные британские яблони. Весной здесь цветут остроконечные тюльпаны, а летом тульбагии и вербена. Розы и лилии, создающие ароматную атмосферу, непременный атрибут такого сада.



Огород (The Vegetable Garden)

Свой огород - важная часть жизни Монти и Сары. Монти говорит: "Роскошь прогуляться в саду с корзиной, чтобы выбрать то, что наиболее аппетитно и готово к употреблению, а затем быстро превратить эти восхитительные ингредиенты в простую еду - одно из величайших удовольствий в жизни. Наше фундаментальное садоводческое убеждение состоит в том, что вы никогда не должны насиловать или уговаривать какое-либо растение, съедобное или декоративное, если оно не хочет там находиться. Поэтому мы выбираем овощи и сорта, которые нам нравятся и которые любят выращиваться в нашем саду".



Для того, чтобы сохранить урожай от непрошеных гостей, Дон натянул сетку между грядками. Дон говорит, что горшки на опорах "просто для поддержания сетки". Но они выглядят так симпатично! "Есть еще одна причина, по которой поставить перевернутый горшок на садовые опоры - хорошая идея", - говорит Дон. - "Когда вы сосредотачиваетесь на уходе за своим участком, наклониться или повернуться, не заметив опоры для растений или тростника, и получить удар в глаз, на удивление легко. С горшком наверху вы заметите опасность и сможете избежать неприятностей, прежде чем получите неприятный сюрприз".



Дон написал несколько книг по садоводству, в них много практических советов, которые, может быть для опытных садоводов известны, а для новичков очень полезны. В книге Gardening at Longmeadow (Садоводство в Лонгмидоу) Монти Дон советует изучить свой сад во всех аспектах. Один из таких аспектов - составить подробную карту того, где находится свет в любое время дня и года, и убедиться, что каждая часть сада максимально использует то, что доступно в любое время года.
Освещенность важна не только для комфорта растений, но и для правильного использования цвета. В одной из глав Монти делится советом по использованию в дизайне сада белых цветов.
"Белый цвет в середине дня неизбежно кажется обесцвеченным и будто уставшим". - Пишет Дон. - "То, что должно быть крутым, элегантным и загадочным, становится размытым.
С наступлением сумерков неделя за неделей качество света становится все гуще и бархатистее. Это время, когда белые растения выглядят лучше всего, выскакивая из тени, как сипуха, скользящая по полю.
Белые сады лучше всего смотрятся на рассвете и в сумерках, поэтому нанесите на карту угасающий свет и разместите их там, где они могут светить из мягкой падающей тени.
Белые растения бывает сложно поместить в цветник, отчасти потому, что по мере того, как белые цветы увядают, они становятся уродливыми коричневыми лохмотьями, и отчасти из-за воздействия, которое они оказывают на соседние растения, либо разбавляя их, либо действуя как разделители, разделяя другие цвета, чтобы потерять плавность границы.
Белый запрещен в Саду драгоценностей в Лонгмидоу, но иногда он ускользает от "радаров", и чистый белый мак появляется из сливового или пурпурного сорта. Он ценится как желанный индивидуалист.
Однако мы выращиваем белые цветы в других местах. Подснежники в январе, тюльпаны "Белый Триумфатор" в апреле, весеннее веселье цветения чернослива, сливы и груши, белых роз (из которых мои любимые - R. rugosa 'Alba' и R. 'Alba Semiplena').
У нас есть белые люпины, табак, белый мак, белый душистый горошек, космея 'Purity', парящая дымка белых цветов Crambe cordifolia (катран сердцелистный), гальтония, цветы хосты 'Snowden', белые астры. Осенью цветет белый львиный зев, белая космея, розы "Айсберг" и белые стебли Rubus cockburnianus (стволовой ежевичник) в середине зимы.



Но все эти кажущиеся белыми цветы намекают на другие цвета, и всем им нужен зеленый, чтобы казаться максимально белыми. Секрет в том, чтобы использовать и управлять диапазоном доступной зелени. Белые цветы лучше всего смотрятся на фоне зеленого и всех его оттенков. Очень легко переборщить с белым, особенно если вы стремитесь к первозданной, прохладной чистоте белого сада. Секрет в том, чтобы среди массы зеленого разных оттенков было ровно столько белого, сколько надо, и не более того. Белые цветы должны плыть по зеленым волнам, как прибой, а не затоплять их, как снегопад.
Белые цветы, как правило, имеют меньшую форму и объем, чем более темные цветы, потому что белый цвет обесцвечивается в пространстве вокруг растения, поэтому темный фон сделает их края более четкими и создаст объем. Это также означает, что белый цвет лучше смотрится в определенных зеленых формах и определенных областях.
"Серебряная" листва делает пространство вокруг призрачно прохладным и в сочетании с белым может быть восхитительно нежным. Это, конечно, не серебро, а серебристые оттенки зеленого и синего. От самой бледной, меловой зелени полыни, кардона (испанский артишок), эрингиума (синеголовник) и Stachys byzantina (чистец византийский) до "голубых" хост, таких как H. sieboldiana, листва раскрывает все лучшее в белых цветах.
Мои собственные серебристые, зеленые и синие фавориты - это Melianthus major (Медовый куст), cardoons (Испанский артишок), onopordum (татарник колючий), Eryngium giganteum ‘Miss Willmott’s Ghost’ (синеголовник гигантский сорта "Призрак мисс Уилмотт") и Artemisia ludoviciana ‘Valerie Finnis’ (полынь луизианская сорта "Валери Финнис").



Теория использования цвета в саду мне очень интересна, поэтому приведу еще один отрывок на эту тему из другой книги Монти Дона Down to Earth: Gardening Wisdom (Вниз на землю: мудрость садоводства)

"Очень часто приходится слышать, что люди относятся к "взрыву красок" в саду, как будто это нечто хорошее. На самом деле "взрыв" очень быстро утомляет, если не становится даже опасным.
Цвета в саду нужно выбирать и использовать так же тщательно, как и в любой картине или гардеробе. Некоторые цвета хорошо работают вместе, другие - нет. Некоторые нравятся вам, другие никогда не чувствуют себя хорошо рядом с цветом, как бы сильно его ни любили вы. Главное - правильно выбрать цвета. Если вам нравится цвет, наслаждайтесь им. Я люблю апельсиновые цвета, и мне было бы очень жаль, если бы у меня не было титонии, леонотиса, гелениума, эшшольции (семейство маковых), циннии, бархатцев, оранжевых георгинов и канн или оранжевой будлеи шаровидной (а в нашем саду - фритиллярии (рябчика) и оранжевой настурции добавлю я от себя). Но у меня есть хороший друг, который не выносит мысли о единственном оранжевом цветке в своем саду...



Не бросайте в цветник все краски, думая, что чем больше цвета вы посадите, тем красочнее будет результат. Как и палитра художника, слишком много цвета отвлекает от сути. Выберите цветовую тему, сделайте ее простой и придерживайтесь ее.
Противоположности усиливаются, а похожие оттенки добавляют сложности; используйте оба приема, чтобы создать желаемый эффект. Ярко-голубой ирис или фиолетовый клематис будут еще более ярко-синими или пурпурными, если рядом с ними посадить оранжевую титонию.
Точно так же коллекция старомодных роз с различными рюшами и воланами розового цвета среди лиловой вербены буэнос-айресской или лаванды, добавляют друг другу глубины и сложности, не уменьшая общего эффекта.
На цвета также сильно влияет то, что вы не используете. Например, в Jewel Garden у нас нет ни белого, ни какого-либо оттенка розового, кроме пурпурного (розовый настолько синий, что он почти фиолетовый). The Writing Garden - официально полностью белый - весной имеет оттенки розового и бледно-желтого, потому что он окружен фруктовыми деревьями, утопающими в розовых цветах и засаженным тысячами нарциссов. Все требует контекста.



СОВЕТ

Оранжевый, фиолетовый и малиновый хорошо подходят для стены, выходящей на запад, где послеполуденный свет более интенсивен.

Свет в разное время дня и года влияет на то, как мы видим и реагируем на цвет, больше, чем любой другой фактор. Используйте это. Насыщенные сливовые, бордовые и апельсиновые оттенки лучше смотрятся при слабом вечернем освещении и лучше всего в конце лета и в начале осени, когда есть точное сочетание света и направления, чтобы максимизировать их бархатную интенсивность. Пастель, наоборот, лучше всего смотрится в более ясном утреннем свете. Белый цвет теряется на полуденном солнце, но выглядит фантастически в сумерках.
Зимой вам нужно как можно больше темно-зеленого цвета, чтобы противостоять мраку коричневого и серого, который преобладает после опадания всех лиственных деревьев. Используйте его для создания структуры из вечнозеленых живых изгородей и топиариев, и у вас будет зимний сад - строгий, но богатый цветом.
Мягкий утренний свет майского или июньского дня в Великобритании идеально подходит для розового, желтого и бледно-синего цветов, которые сияют и переливаются. Точно так же насыщенные синие, хромово-желтые и оранжевые цвета, которые так драматично смотрятся в испанском или марокканском саду под полуденным солнцем, становятся безжизненными под северными облаками. Все сводится к работе с природой, включая естественный свет.
В моем саду мы использовали цвета, чтобы обозначить насаждения в различных частях сада. Самым драматичным считается Сад драгоценностей. В качестве основных цветов используются красный рубин, аметистовый пурпур, сапфир, голубой лазурит и изумрудно-зеленый всех оттенков, с золотом, серебром, латунью и бронзой, соприкасающиеся с яркими апельсиновыми топазами и цитрином, а также множеством бордового и сливового цветов.
Эффект богатый, драматический и блестящий. Но это редко бывает незаметным, довольно поздно начинает проявляться весной и лучше всего проявляется при слабом вечернем освещении. Он прекрасно работает как яркий центральный элемент, но может быть немного подавляющим в качестве единственной цветовой палитры сада.



Помните, что зеленого не бывает много. Каждый сад должен быть разбит среди множества зелени. Все остальные цвета затем работают на этой зеленой основе. Белый сад - это на самом деле зеленый сад, но с белыми бликами.
Богатые цвета драгоценных камней переливаются из столь же богатой палитры зелени. Зеленый бесконечен в своих вариациях, это цвет, с которого начинается и заканчивается вся посадка. Просто зеленый сад может быть красивым, спокойным и вдохновляющим местом.
Розовый цвет - самый сложный цвет, но когда розовый гармонично сочетается со всеми окружающими его тонами, не слишком агрессивным красным, не зловещим синим, не болезненно сладким и не размытым, он может создать настроение радостного праздника, как никакой другой цветочный цвет. Розовый хорошо сочетается с розовым, со многими оттенками зеленого, а также с бледно-голубым и белым. Но бледно-розовый в сочетании с насыщенными цветами взаимно токсичен.
Цвета, как и любой другой фактор, задают эмоциональное настроение. Прогулка по Саду драгоценных камней в разгар лета - это как подключение к электросети, зарядка и подзарядка всех эстетичных аккумуляторов прямым источником энергии.
Но всего в нескольких ярдах, разделенный прохладным зеленым коридором Long Walk, находится Коттеджный сад, утопающий в пастельных тонах. Сиреневый, лимонный, розовый разных оттенков и мягкий синий цвет сочетаются в легкий набор мягких оттенков. Это означает, что это тихое место, где мало драмы и энергии, но зато царит покой и расслабление.



Некоторые цвета всегда маргинальны. Черный, такой, как у вечнозеленого многолетнего Ophiopogon planiscapus 'Nigrescens' (черная трава мондо), - забавный, но хитрый, в то время как черный силуэт голых ветвей на зимнем небе выглядит сурово и изможденно. Оранжевый может как очень хорошо сочетаться с другими "горячими" цветами, так и явно выбиваться из гаммы. А некоторые оттенки желтого просто ни с чем не работают.
Пурпурный - это интересно. Такое растение, как многолетняя герань Anne Folkard, с его лимонно-зеленой листвой и пурпурными цветами, которые лазают по соседним растениям почти как альпинист, прекрасно подходит для нашего Jewel Garden, добавляя энергии практически всему вокруг. Но посаженная среди розовых роз она кажется неуместно грубой. Не бойтесь экспериментировать. Рано или поздно вы обнаружите, какие цвета работают, когда вы хотите, чтобы они были в вашем саду.
Цвет поверхностей тоже имеет значение. Обращайтесь с ними так же осторожно, как с любым цветком в цветнике. Делайте их приглушенными, но по возможности теплыми. Заборы можно часто красить, но лучше всего они смотрятся как однородный фон, а не как самостоятельный цветной элемент. Хорошо подойдут оттенки серого, зеленого и розового, а вот синий агрессивно доминирует.



У всех любимых теле и кино-героев есть свои знаковые фишки. У Индианы Джонса это - шляпа и хлыст, у Джеймса Бонда - пистолет и бабочка, а у Монти Дона - садовые ботинки.



Справа картина Мэри Бейли

В передачах Дона очень редко появляется его жена Сара, но она главная вдохновительница и любимая помощница всех его начинаний, от ювелирного дела и до сада.


 
Tags: Англия, природа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments