
Впервые англичане увидели бананы 10 апреля 1633 года, когда ботаник и травник Томас Джонсон выложил связку бананов в своем магазине в Холборне, в лондонском Сити.
Он включил гравюру банана в расширенное переиздание популярной ботанической энциклопедии Джона Джерарда The Herball or General Historie of Plantes

Единственный банан Джонсона был выращен на недавно колонизированном острове Бермуды. Неизвестно, какой сорт это был, зато доподлинно известно, что большинство нынешних бананов в супермаркетах Великобритании (и вообще Европы)- это потомки банана Кавендиш.
Банан Кавендиш был выращен в 19 веке главным садовником Чатсуорт-хауса Джоном Пакстоном. Его банан называется Кавендиш, а не Пакстон, по фамилии владельца поместья Чатсуорт, Уильяма Кавендиша, 6-го герцога Девонширского.

Поместье Чатсуорт (Chatsworth House) - один из самых богатых домов-сокровищниц Англии. Справа сверху - Уильям Спенсер Кавендиш, 6-ой герцог Девонширский. Справа снизу - сэр Джозеф Пакстон, английский садовник и архитектор.
История банана Кавендиш начинается в 30-х годах 19 века, когда в поместье Чатсуорт пришла партия бананов с Маврикия, которой любезно поделился капеллан из Alton Towers, поместья графа Шрусбери в Стаффордшире. Садовник Джон Пакстон решил их культивировать в теплицах имения. Он работал несколько лет и вывел новый сорт банана, которому дал название Musa cavendishii в честь своего покровителя и друга герцога Девонширского. За свою работу в 1835 году Пакстон получил медаль Королевского садоводческого общества.

Существует легенда, будто бы на создание банана Пакстона вдохновили обои с бананом, которые были в одной из комнат имения. Письменных подтверждений этой легенде нет, но как бы то ни было, Пакстон вырастил в имении банан, который через год дал около сотни плодов. Потомок этого банана до сих пор растет в имении и дает плоды.
Бананы из поместья Chatsworth были отправлены в различные места Тихого океана примерно в 1850-х годах. Считается, что некоторые из них, возможно, в конечном итоге оказались на Канарских островах. В 1888 году Томас Файфф ввез в Англию бананы с Канарских островов, которые теперь известны, как Карликовый Кавендиш (Dwarf Cavendish). Карликовый Кавендиш имеет длину 15-25 см и тонкую кожицу. Небольшая длина и короткий черешок делают эти бананы устойчивыми к ветру и удобными в транспортировке, плюс хорошие вкусовые качества делают этот сорт идеальным для выращивания на плантациях.

Коммерческое выращивание бананов Кавендиш началось в 1903 году, но оно не было массовым, поскольку доминирующим сортом в то время был банан Гро-Мишель с отличными вкусовыми качествами.
В 1950-х годах бананы Гро-Мишель поразила панамская болезнь (заболевание бананов, вызванное грибком), и они начали массово гибнуть. Тогда Гро-Мишель начали заменять бананами Кавендиш. Поскольку Кавендиш сажали на тех же, плантациях, где росли Гро-Мишель, считалось, что Кавендиш невосприимчив к панамской болезни. Но, к сожалению, оказалось, что это не так. В 2008 году на Суматре и в Малайзии панамская болезнь начала поражать Кавендиш. В 2019 году болезнь уже была обнаружена на банановых плантациях в Карибском бассейне. Без фунгицида, эффективного против грибка, вызывающего панамскую болезнь, Кавендиш может постичь та же участь, что и Гро-Мишель.
Проблема выработки устойчивости к заболеваниям у бананов связана со способом размножения. Культурные бананы размножают путем вегетативного размножения. а не половым, с помощью семян. При вегетативном размножении мутации происходят гораздо медленнее, чем при размножении семенами. Ученые-селекционеры работают над этой проблемой. Они экспериментируют с обоими сортами банана, Гро-Мишель и Кавендиш, и уже создали гибриды, которые показывают устойчивость к панамской болезни и другим грибковым заболеваниям, так что есть надежда, что без бананов мы не останемся.

Наш банан Musa basjoo (Японский банан, выносливый банан) долгое время считался родом их Японии, но недавно выяснилось, что этот банан родом из субтропиков Южного Китая, где он до сих пор растет в диком виде в провинции Сычуань, но культивирован он был на островах Рюкюю на юге Японии. Листья муса басжу достигают в длину 2 м. В климате Великобритании он прекрасно себя чувствует, поскольку подземное корневище у него считается зимостойким, и если замулчировать корень толстым слоем мульчи, то он может выдержать мороз до -10-12С. Даже если замерзнут листья и псевдостебли, то весной появятся ростки от корня. Банан цветет и даже плодоносит, но его маленькие зеленые бананы горькие на вкус. Отравиться не отравишься, но удовольствия не получишь. Но уличные бананы в Великобритании выращивают не из-за плодов, а из-за создания атмосферы тропического сада.
В Бирмингемском Ботаническом саду тоже растут бананы. Они растут как в оранжерее

так и на открытом воздухе. Банан растет не пафосно, а так буднично, будто всегда здесь рос.

Бананомания пришлась в Великобритании на 40-50-ые годы. Желтый фрукт для британцев, для которых реальностью были хлебные карточки и суп из крапивы, олицетворял солнечный свет, роскошь и сексуальность. Народ ломился на фильмы The Gang’s All Here и That Night in Rio с участием Кармен Миранды, португальской танцовщицы, звезды Бродвея по прозвищу "мексиканская бомба".

Визитной карточкой Кармен Миранды была фруктовая шляпа, украшенная бананами (Миранда снялась в 14 фильмах, а документальный фильм о ней называется Carmen Miranda: Bananas is My Business).
Фанаты Миранды были бы удивлены, узнав, что бананы на шляпе тутти-фрутти Миранды произошли от банана, который был выращен в теплице Дербишира, а вовсе не на тропическом острове.
Из-за этого обыденного теперь фрукта когда-то лилась кровь и совершались государственные перевороты. С 19 века бананы выращивали на огромных плантациях в Карибском бассейне. Условия труда на банановых плантациях часто были ужасными. Когда в 1928 году рабочие на плантации на Карибском побережье Колумбии пытались добиться улучшения условий труда, они были застрелены колумбийскими войсками, вызванными по приказу United Fruit Company. Писатель Габриэль Гарсиа Маркес увековечил эту трагедию в своем произведении "Сто лет одиночества". "Посмотрите, в какой переплет мы попали", - говорит один из персонажей, - "только потому, что мы пригласили гринго поесть бананов».
Еще более трагичная история началась в 1954 году в Гватемале, когда United Fruit Company в сотрудничестве с гватемальскими военными и Государственным департаментом США свергли правительство Якобо Арбенса, который совершил роковую ошибку, национализировав некоторые из неиспользуемых земель, принадлежащих фруктовой компании. Переворот положил начало десятилетиям военного правления, в течение которых правительство боролось с партизанским движением, и ответственно за то, что многие ученые называют геноцидом против населения майя.
Но все же первым чувством европейцев от знакомства с бананом было восхищение. Когда измученный после долгого морского путешествия Иларионе да Бергамо в 1761 году высадился на берег в Карибском море, вид местных фруктов убедил итальянского монаха в том, что его тяжелое путешествие того стоило. "Так я начал наслаждаться прелестями Америки", - писал в своем дневнике Бергамо. Европейских путешественников восхищало изобилие фруктов круглый год. Банан был одним из самых необычных фруктов, к тому же с фаллическим смыслом, который ассоциировался с женщинами тропиков, более раскрепощенными, чем европейские женщины. Ярко-желтый, солнечный цвет, доступность почти круглый год и сексуальность сделали банан частью европейского образа тропиков. У банана был вкус далеких экзотических островов, которого в наших бананах уже нет. Зато у нас есть возможность посадить в своем саду само тропическое растение.