pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Categories:

Английский витраж. Часть 2

18 век был был не только временем упадка витража, но и его возрождения. Романтизм 18 века ввел в моду руины, недостатка которых в Англии не было. В руины превратились замки, разрушенные во время Гражданской войны 17 века, но что еще более важно, в руинах лежали церкви аббатств, разрушенные в 16 веке при Генрихе VIII во время роспуска монастырей. У церквей была разная участь. Одни разбирали на камни для своих построек местные жители, другие продолжали разрушаться, а третьи переходили во владения фаворитов Генриха VIII и их потомков вместе с подаренной королем землей. Постепенно иметь собственные руины стало модно, ведь это был период романтизма. Многие аристократы выросли в домах, построенных рядом с древними готическими руинами. Например, лорд Байрон вырос в доме, который примыкал к руинам Ньюстедского аббатства.



Капелла Ньюстедского аббатства.


Знать, у которой не было руин, и не сохранились зубчатые стены и башни, начали их строить. Пионером в этом деле стал Хорас Уолпол (1717—1797) - писатель, искусствовед, антиквар и политик, младший сын премьер-министра Великобритании сэра Роберта Уолпола.



Хорас Уолпол

Уолпол реконструировал свой лондонский дом, превратив его в виллу в стиле готического возрождения. Этот стиль получил название Готика Строберри Хилл от названия виллы.



Уолпол, как искусствовед и антиквар, всегда интересовался витражом. Любовь к витражу у него возникла, когда он учился в Королевском колледже в Кембридже.
Хорас любил витраж не только за его красоту, но и рассматривал, как часть художественного оформления виллы, которое создает игру света в одних комнатах, а полумрак в других. Он заказал витраж, который хотя и не был средневековым, но создавал впечатление старинного дома, в котором предки Уолпола жили несколько поколений.



В Строберри Хилл были и старинные оригинальные витражи. Уолпол собрал целую коллекцию витражных медальонов из Нидерландов. Его коллекция насчитывала 450 штук. Больше половины из них до сих пор можно увидеть во многих комнатах дома, особенно в его старой части.



Уолпол приобретал и старые английские витражи, в основном гербовые.



В 1842 году потомки Уолпола продали большую часть витражных медальонов и старое английское стекло. Часть витражей была потеряна, когда в 1772 году в Хаунслоу взорвалась пороховая фабрика, некоторые витражи поместили на другие окна. В начале 21 века испорченные витражи были восстановлены и заняли свои прежние места.

Еще одним человеком, которому английский витраж обязан возрождением, был Чарльз Уинстон - юрист и антиквар. Отец Чарльза был священником, мама - дочерью баронета, прадед - генеральным прокурором Доминики.



Чарльз Уинстон

Интерес к витражам возник у Чарльза еще в детстве. В 16 лет, когда его отец проводил ремонтные работы в церкви Фарнингем, Чарльз восстанавливал старинный витраж из разноцветных осколков стекла.
Несмотря на то, что юридическая карьера Уинстона шла в гору, его влекла археология и витраж. Он поступил в Археологический институт вскоре после его основания.
Уинстон путешествовал по Англии и Западной Европе, посещал церкви с наиболее значительными образцами древнего стекла и рисунка. Сравнивая современное стекло со старинным, Уинстон заметил ухудшение качества стекла. Причину этого он увидел в толщине стекла, а значит, и в его текстуре. Текстура средневекового стекла намного превосходят современные формулы. Он тщательно изучил европейское стекло, особенно венецианское и византийское.
В 1847 году Уинстон опубликовал книгу с длинным названием "An inquiry into the difference of style observable in ancient glass paintings especially in England: with hints on glass painting, by an amateur". Это была первая английская публикация о витражах и росписи по стеклу.



Древний декоративный витражный узор из Солсберийского собора. Воспроизведено Филиппом Деламоттом по оригинальному рисункк Уинстона

Уинстон стал разрабатывать свои собственные технологии, и с технической помощью Джеймса Пауэлла и сыновей пришел к значительному улучшению технического качества цветного стекла.
Уинстон заметил, что окна из средневекового стекла выглядят более яркими, чем окна производства 19-го века, и решил выяснить, почему. Уинстон заметил, что свет, проникающий через окно 19-го века, обычно оставляет цветной рисунок на полу. Это было редко в случае со средневековым стеклом. Он пришел к выводу, что причиной того, что стеклу 19-го века не хватало блеска, было то, что оно было слишком плоским и ровным, позволяя свету проходить напрямую. Он рекомендовал вернуться к изготовлению ручной короны и цилиндрового стекла со всеми присущими им преломляющими неровностями.
В 1853 году Пауэлл и Сыновья начали производить новое "старинное" стекло для художников по стеклу. Качество стекла затмило любые попытки последних 200–300 лет создать качественное стекло для витража. Уинстон заново открыл методы и рецепты, которые лежали в безвестности на протяжении веков.
Новое "старинное" стекло в то же время использовали для реставрации в Бристольском соборе, в восточном окне Глостерского собора (1860 год) и северное розовое окно Линкольна (1855 год).



Фрагмент витража Линкольнского собора

Восстанавливая древние английские витражи, Уинстон, тем не менее, считал, что современные витражи не должны точно копировать средневековые. Он призывал художников обращаться к мировому опыту и, не забывая старое, учиться новому. Фаворитами самого Уинстона были мюнхенские витражи (вот она связующая нить! Витражи Домского собора в Риге были изготовлены в Мюнхенской королевской стекольной витражной мастерской)



Дева Мария - покровительница Ливонии. Фрагмент витража Домского собора

Возрождение витража в Англии было бурным. Возникло множество стилей и течений, которые не следовали друг за другом, а чаще всего, существовали параллельно. Некоторые витражные студии были шоу одного мастера, другие работали в промышленном масштабе. Некоторые существуют до сих пор.
Лучшим геральдическим витражным художником конца 18-19 веков был Томас Виллемент, которого называют "отцом викторианского витража".



Томас Виллемент

Сначала Томас работал стекольщиком и стекольных дел мастером (раньше это была одна профессия). В 1811 году Виллемент создал окно с геральдическим щитом. Именно с геральдического щита он стал одним из самых успешных художников-витражистов Англии начала 19-го века.



Говорят, что Виллемент, наблюдая за старыми окнами, в частности такими как западное окно Йоркского собора, заново изобрел древний метод нанесения цветных фигур между черных линий, созданных свинцом между цветами. За свои успехи Томас получил покровительство Августа Уэлби Нортмора Пугина, самого известного церковного архитектора и дизайнера церквей, но позже рассорился с ним (Пугин рассорился и со своим первым художником-витражистом. Пугин сам был великолепным рисовальщиком, и угодить ему было трудно).
Разрыв с Пугином не помешал успеху Виллемента. Он был художником по гербам Георга IV и стал Королевским художником по витражам для королевы Виктории.



Два геральдических витража Томаса Виллемента 1845 года.
В левом окне - герб королевы Елизаветы I. В правом окне - герб Марии I.

В 1830-1860 годах большой популярностью пользовались витражи Quarries. Quarries представляли из себя декоративные окна, созданные из стеклянных панелей ромбовидной формы. При такой резке стекла получалось меньше отходов. Такие витражи, как правило, украшались геральдическими лилиями и другими цветочными орнаментами. Они создавали приятную, светящуюся атмосферу.



Quarries, раскрашенный вручную

Самым известным изготовителем таких декоративных окон была фирма James Powell and Sons.
В 1834 году Джеймс Пауэлл, тогдашний 60-летний лондонский торговец вином и предприниматель, купил Whitefriars Glass Company, небольшой стекольный завод на Флит-стрит в Лондоне, который, был основан в 1680 году. Пауэлл и его сыновья Артур и Натанаэль были новичками в изготовлении стекла, но вскоре приобрели необходимый опыт. Они экспериментировали и разрабатывали новые методы, посвятив большую часть своего производства созданию церковных витражей. Фирма приобрела большое количество патентов на свои новые идеи и стала мировым лидером в своей области. Основным продуктом фабрики того периода было декоративное стекло Quarries, которое производилось серийно методом литья и печати, а не ручной резки и покраски. Этот продукт использовали в церковных окнах в качестве дешевой замены витражам. Удивительно, но окон Quarries Пауэлла того периода почти не сохранилось. Их можно найти кое-где в маленьких деревушках и в таких отдаленных местах земного шара, как Австралия.



Восточное окно церкви Святого Филиппа, Сидней

В поздние периоды Пауэлл сотрудничал с ведущими художниками-витражистами и выпускал качественные витражи разных стилей.

Классический стиль в витражах 18-19 веков был одним из самых популярных. Несмотря на то, что фигуры во многих витражах этого времени обладали экзотической внешностью, они были оформлены в классическом стиле и рисовались в соответствии с гравюрами и рисунками Рафаэля, Тициана, Перуджино. Часто эти фигуры богато оформлялись листвой и медальонами, чтобы воспроизвести Средневековье. Самыми известными в этом стиле были владельцы витражных мастерских Уильям Уэйлс и Чарльз Эдмунд Клаттербак.
Самой крупной работой мастерской Уильяма Уэйлса было западное окно Глостерширского собора. Восточное окно собора частично сохранилось, но Уэлс не стал его копировать, а создал свое, совершенно уникальное витражное окно.
Дизайн Уэйлса делит основную часть окна на четыре, а не на три секции, каждая из которых содержит три сложные сюжетные линии, которые созданы так искусно, что охватывают три источника света



Западное окно Глостерширского собора

Чарльз Эдмунд Клаттербак первоначально был художником миниатюр. Работу по изготовлению витражей он начал в 1840-х годах. Примеры его работ можно увидеть во многих церквях на юго-востоке Англии и за рубежом



Дева Мария и Апостолы наблюдают за Вознесением Христа. Канада, Свято-Троицкий собор. Чарльз Эдмунд Клаттербак

В 40-ые годы 18 века в архитектуре Англии возник стиль неоготики, который сами англичане называли Gothic Revival (готическое возрождение). Вдохновленные этим стилем, некоторые художники-витражисты пытались воссоздать стиль рисунков, которые они видели в книгах, рукописях и настенных росписях того периода. Главным источником вдохновения была для них Библия бедняков. Фигуры на витражах приверженцев "готического возрождения" получались вытянутыми, драпировка одежды преувеличенной, жесты размашистыми, но стиль отличался четкостью и элегантностью, краски чистотой и прозрачностью, и все это создавало красивый декоративный эффект.
Одной из самых известных фирм по производству витражей была бирмингемская фирма Hardman & Co, основанная в 1838 году Джоном Хардманом-старшим. Ое возглавлял семейный бизнес по проектированию и производству металлоконструкций. Джон Хардман-младший покинул семейный бизнес в 1838 году и основал собственное производство церковных металлоконструкций, к нему присоединился его племянник Джон Хардман Пауэлл. В 1845 году по настоянию Пугина Джон Хардман вошел в развивающуюся индустрию производства витражей. В витражах Пауэлла по мнению специалистов присутствуют элегантность, утонченность, краткость, которые можно увидеть в некоторых из лучших образцов витража 13-го и 14-го веков. Пауэлл использовал плавные, изогнутые линии, яркую драпировку, каллиграфические мазки и чистый цвет. Однако работа Пауэлла не была, как и многие дизайнерские витражи, просто подражанием старым мастерам. Его витражи - оригинальные произведения в готическом стиле.



Давид и Иувал. Собор Крайст-Черч, Дублин

Движение Искусств и ремесел создали свой неповторимый витражный стиль. Группа прерафаэлитов, находившаяся под влиянием Уильяма Морриса, хотя и поддерживала средневековые темы, не относилась к "готическому возрождению". Это была некая смесь средневековья, раннего ренессанса и глубоко личных идей. Любимыми темами витражей этих художников были тяжелый труд, человеческую порядочность и благотворительная любовь.
Один из моих любимых художников этой плеяды - сэр Эдвард Бёрн-Джонс, родившийся в Бирмингеме.



Портрет Бёрн-Джонса работы Джорджа Фредерика

В 1861 году Уильям Моррис основал фирму декоративного искусства Morris, Marshall, Faulkner & Co. Многие витражи, изготовленные этой фирмой выполнены по эскизам Бёрн-Джонса



Святая Сесилия, 1900 год, Художественный музей Принстонского университета

Многие церкви Великобритании украшены витражами Бёрн-Джонса, в том числе, он работал и в Бирмингеме



Окно Страшного суда в соборе Св. Филиппа. Бирмингем. 1880

Бёрн-Джонс был так же участником Эстетического движения. Участники этого движения выдвигали тезис "Искусство ради искусства", утверждая, что красота является самоцелью и что создание искусства не должно быть связано с какими-либо социальными или моральными идеалами. Эстетические художники в первую очередь занимались созданием прекрасного, поэтому их витражи не столько отражали тему Средневековья, сколько выражали идеи модерна. Витражи эстетизма сочные, с богатой структурой, с использованием мерцающего стекла. На них часто присутствуют облака, богатая драпировка, крылья ангела. Все это делает витражный стиль Бёрн-Джонс легко узнаваемым.



Крайстчерчский собор, Оксфорд. Восточное окно в южном проходе хора



Три добродетели. Крайстчерчский собор, Оксфорд. Западное окно южного прохода



Церковь Кулломптон. Девон

Ближе к концу 19 века в искусстве преобладала эклектика. Не минуло это мода и витраж. Акцент делался на натурализм. Витраж стал отличаться пышностью, использованием дополнительных цветов, включая насыщенный пурпурный, лососево-розовый, оливково-зеленый, бордовый, шафрановый и коричневый. Матовое стекло использовалось для увеличения глубоких складок в одеждах. Многие окна изображают атмосферные эффекты. За фигурами появляются закаты, светящиеся грозовые тучи и пылающая слава. Акцент делался на изображении взаимодействия и реакции человека, часто с подробными выражениями лица и довольно яркими жестами.
Фирма Heaton, Butler and Bayne была основана в 1852 году, и стала одной из ведущих фирм производителей витражей Gothic Revival. В 1868 году с приходом Генри Холидея (дизайнер витражей и скульптор) произошла смена направления на более классическое. В течение долгой карьеры фирма производила витражи для многочисленных церквей по всей Британии и империи, а также США. Витраж Хитона, Батлера и Бэйна есть и в Вестминстерском аббатстве.



Церковь Пресвятой Девы Марии, Виддингтон, Эссекс

К началу 20 века мастерство художников-витражистов достигло своей вершины. Художники разработали массу способов достижения всевозможного текстурного эффекта. Локоны младенцев, бороды стариков, шелковая парча, голубиное перо, спелый виноград, золотая тесьма, светящийся жемчуг и овечья шерсть окрашивались до реалистического совершенства.



Лаконичные, но изящные витражи обычных дверей и окон эдвардианской эпохи, - одно из лучших творений витражной промышленности того времени.



После Первой мировой войны выпускались витражи как памятники погибшим солдатам. Это последний значимый продукт второго золотого века производства витражей.



Церковь Св. Саннана, Бедвелли, Уэльс
Витраж посвящен местному хирургу, доктору Джону Кларку. Фигура на коленях слева имеет четкое сходство с ним. Точно так же раненый солдат выглядит как еще один местный житель, сержант, У.Дж. Хасколл из Первого Монмутширского полка, который погиб в возрасте 31 года во Франции 25 мая 1915 года.

Ждет ли английский витраж третий золотой век? Это пока неизвестно, но поживем - увидим.
Tags: Англия, витраж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments