pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Category:

Английский витраж. Часть 1

Одно из моих любимых произведений декоративного искусства, кроме фарфора и керамики, - витраж. Красочные, прозрачные картины на окнах завораживали меня с самого раннего детства. Витражи Риги - это пласты истории разных периодов и уникальные произведения искусства. Яркие цветные стекла, создающие картины, через которые проходят свет, были окнами в сказку в сдержанно-сером городе. Традиции рижского витража начинаются в 16 веке, английский витраж более древний, он ведет свой отсчет с 12 века.



Ной, Ламех и Фарра из серии Предки Христа. Кентерберийский собор, Англия, 1178–1180 годы.
Витражи первоначально находились в верхней части стены, окружавшей восточный конец собора. Они изготовленны из цветного стекла с деталями лиц и костюмов, нарисованными на поверхности. Фигуры выполнены в натуральную величину и считаются одними из самых известных произведений английской средневековой живописи.


После нормандского завоевания Англии в 1066 году начался бум строительства церквей и соборов. Сначала их строили в нормадском и романском стиле, а позже церкви приобрели готический вид. Окна в готических церквях, обычно, были либо большими, либо их было много, чтобы внутрь попадало как можно больше света. Окна были застеклены, часто с цветным стеклом, удерживаемым на месте полосами свинца. Поскольку цветное стекло тогда могли изготавливать только кусочками, этот метод изготовления оказался пригодным для создания цветных картин. С 12 века изготовление витражей шло полным ходом. К сожалению, в 17 веке при Оливере Кромвеле во время Реформации пуритане расколотили большинство ранних витражей, чтобы "очистить" Англию от римско-католического влияния.
Больше всего повезло тем витражам, которые находились очень высоко и камни и палки революционеров-реформаторов не могли до них дотянутся.



Так повезло витражу The Rose Window из собора в Йорке. Витраж был добавлен в конце 15 века в ознаменование окончания Войны Роз. Сохранившись во времена Реставрации, витраж чуть не погиб при пожаре в 1980 году, когда в собор ударила молния. Витраж сильно потрескался, но чудесным образом все стекла остались на месте. После сложной реставрации, витраж снова засиял.

Церкви, в которых сохранились оригинальные витражи 12 века, можно сосчитать по пальцам. Старинные витражи можно увидеть в Кентербериском и Йорском соборах и еще в нескольких церквях по всей стране, вот, пожалуй, и все. Это очень жаль, поскольку витражи 12-13 веков не имеют себе равных и никогда не были превзойдены. Специалисты говорят, что витражи того времени более, чем на полвека превзошли достижения стекольной промышленности и заставили художников по витражам соперничать с фресками и картинами на холсте.



Витражи Кентерберийского собора

Поначалу английские витражи выполнялись в стиле Шартрского собора (Франция) на фоне синего цвета со стилизованными цветочными мотивами. Некоторые витражи импортировались из Франции. На других окнах, на которых были изображены святые и пророки, преобладали, красные, розовые, зеленые, коричневые цвета, синего в них уже было гораздо меньше.



Фрагмент витража Кентерберийского собора. 14 век

Для религиозного просвещения населения церковь использовала не только слово, но и визуальные изображения, рисунки, картины, мозаику и витражи. Во многих церквях некоторые витражи представляли из себя, так называемые, Poor Man's Bible (Библия бедняков). Для богатого населения создавались рукописи, для бедного, неграмотного населения Библия иллюстрировалась на окне. Каждый, кто входил в двери церкви, мог бесплатно изучать Библию. Одна из главных целей замысла Библии Бедняка состояла в том, чтобы показать зрителю "Путь к спасению".



Библия бедняка в Кентерберийском соборе. 13 век

Из всех техник витраж, пожалуй, самый сложный. Связано это, как говорят специалисты, со многими светомодулирующими факторами (множество изменений общего уровня света, местоположения и интенсивносиь отдельных источников света и прочее). Кроме того, техника эта громоздкая, а структурные требования высоки. Но зато никакая другая техника в искусстве не дает такого живого, яркого и непосредственного впечатления.



Убийство Томаса Бекета и фигура Томаса Бекета на витражах Кентерберийского собора. Томас Бекет - архиепископ Кентерберийский, убитый  на ступенях алтаря Кентерберийского собора, возможно по наущению короля Генриха II, с которым у него был конфликт

Витражный художник всегда должен определять шкалу яркости, видимую через оконные проемы. В 12-13 веках церковь хотела, чтобы яркость витражей как можно больше контрастировала с тьмой вокруг, поэтому палитра витражных художников тех лет была максимально насыщенной.
В 14-15 веках были разработаны более приглушенные и спокойные цветовые гаммы, поскольку архитектура того времени требовала большей легкости и воздушности.



Фрагмент Большого восточного окна в Йоркском соборе

Большое восточное окно Йорского собора изготовлено в 1405-1408 годах знаменитым художником по стеклу Джоном Торнтоном из Ковентри. Окно содержит два библейских цикла: Сотворение и Откровение, начало и конец всех вещей. Оно содержит 300 застекленных панелей (156 кв.м стекла), и является самым крупным витражом в Средние века.
О Джоне Торнтоне известно очень мало, и большинство сведений о нем начинается со слова "предположительно".
Доподлинно известно только то, что стеклянных дел мастер и художник по стеклу Джон Торнтон из Ковентри подписал с деканом Йорского собора контракт на остекленение восточного окна. Профинансировал заказ бывший епископ Ковентри Уолтер Скирлав. В контракте было записано, что за дизайн окна отвечает только сам Джон Торнтон.
Работа над окном продолжалась в течение трех лет. Анализ показывает, что основная часть работы выполнена самим мастером, но в незначительных деталях видны следы работы менее искусных помощников. На самой вершине окна мастер поставил дату окончания работ - 1408 год. За свою работу Джон Торнтон получил плату в 56 фунтов плюс бонус 10 фунтов.



Слева - епископ Уолтер Скирлав, фрагмент восточного окна Йорского собора. Справа - описание восточного окна, сделанное антикваром Джеймсом Торре в 17 веке.

Предположительно (но доказательств этому нет) Джон Торнтон был сыном Джона Ковентри, стекольщика и мастера по росписи по стеклу в королевских мастерских Вестминстера, который позже устанавливал и расписывал стекла в Виндзорском замке. Торнтон мог работать помощником своего отца прежде, чем стал самостоятельным мастером.
Некоторые исследователи предполагают, что свой автопортрет Джон Торнтон оставил в витраже восточного окна. Он, якобы, изобразил себя в образе Иоанна Крестителя. Для широкой публики имена витражных дел мастеров, обычно, остаются неизвестными, но имя Джона Торнтона уникально, потому что это первое известное имя художника в британской истории.



Руку Торнтона можно узнать по предпочтению белого стекла и желтой окраски на фоне синего и рубинового фона с морскими водорослями, а также по самобытному моделированию лиц.
Стиль Торнтона получил большую популярность, его копировали многие мастера до середины 15 века, но их работы отличались грубоватостью и потерей качества, в отличие от подлинных работ Торнтона.
Витражи Торнтона сохранились еще в некоторых церквях Англии.
Например, в том же Йорке в небольшой церкви Всех святых сохранился витраж Джона Торнтона под названием “Pricke of Conscience” (Укол совести). Витраж представляет из себя визуальное прочтение поэмы 14 века, написанной на нортумбрийском диалекте. В поэме описаны 15 последних дней существования мира. Современным людям сложно разобраться в символизме этого витража, но для современников Торнтона этот витраж был иллюстрациями к поэме на окне церкви.



Витраж "Укол совести" Джона Торнтона в церкви Всех Святых в Йорке

В Средние века одной из самых популярных тем в витражах было "Древо Иессея". Ветхозаветные пророки обрамляют группу царских предков. Они вступают в разговоры с королями с помощью различных выразительных поз и жестов. Благодаря гибкой конфигурации фигур, Древо можно было адаптировать под окно любого размера и формы.
Древо представляет из себя хронологическое расположение поколений в композиции, которая непрерывно поднимается к фигуре Христа. Наиболее важные фигуры генеалогии, Иессея, Давид, Соломон, Дева Мария и распятый Христос образуют центральную ось окна. Визуальный акцент, обычно, делался на Деву Марию, это подчеркивало важную роль Божией Матери в истории спасения. С 11-го века распространение Древа Иессея было тесно связано с культом Девы, и многие церкви и часовни, посвященные ей, были украшены этой иконографией.
Такое древо можно увидеть, например, на сохранившемся витраже конце 14 века в часовне Колледжа Уильяма Уайкхемского в Винчестере.



Этот витраж создал для часовни Томас Глейзер из Оксфорда, один из ведущих стекольных дел мастеров готического стиля того времени.
Мастерская Томаса Глейзера находилась в Оксфорде, и он был, по-видимому, уважаемым человеком, поскольку о нем есть записи в Книге Стюардов Нью-Колледжа, как регулярно посещающего обеды с высокопоставленными и благородными людьми. О личной жизни художника ничего не известно, кроме того, что он был женат.
Существует подписанный автопортрет художника, который он вставил в окно винчестерского Нью-Колледжа.



По мнению специалистов, Томас Глейзер примечателен тем, что стал одним из первых применять зарождающийся международный готический стиль, а его работы характеризуются утонченным искусством рисования и размещения фигур.
Наряду со стилем Джона Торнтона из Ковентри, стиль Томаса Глейзера их Оксфорда был так же влиятелен и копируем среди других мастеров.



Фрагменты некоторых работ Томаса Глейзера их Оксфорда

Средневековые витражи - национальное достояния, настоящие произведения искусства. Некоторые из них хранятся в музеях, но другие до сих пор украшают окна старых церквей.



Слева - фрагмент витража из Часовни Леди в соборе в Эли, Кембриджшир. Изображает средневекового крестьянина. 14 век
В центре - витраж по циклу басен Reynard the Fox в церкви Св. Креста, деревня Байфилд (Byfield), Нортгемптоншир. Начало 15 века.
Справа - витраж The Virgin Annunciate (Благовещение Девы) в церкви деревни Хадзор, Вустершир. Дева Мария получила послание от архангела Гавриила. 14 век.

Гениальность витражей 12-13 веков заключалась в их эпичности и монументальности. В витражах 14 века появилась теплота человеческих чувств.
В 15 веке начался постепенный отход от готического стиля и переход к новому, ренессансному стилю. В первой половине 15 века готический стиль еще оказывал влияние на работу витражных дел мастеров. Например, Джон Прудд (стекольных дел мастер короля Генриха VI) в 1464 году создал витраж в часовне Beauchamp церкви Св. Марии в Уорике в готическом стиле. Мастер получил четкие инструкции дизайна окна по форме и по цвету. Художник выполнил все условия и получил за работу 100 фунтов (очень большие по тем временам деньги).



Пуритане частично разбили витраж, целым осталось около половины. Но витраж восстановили, причем, большую часть собрали из разбитых оригинальных осколков.

Однако новые эстетические вкусы все больше влияли на создателей витражей. Стиль художников становился все более реалистичным, появилось обилие деталей, возник интерес к классическому искусству и его приемам. Художники по стеклу в этот период черпали вдохновение из гравюр Дюрера.
Английский витраж 15 века становился все более интимным, рассчитанным на конкретного человека, а не на группу людей.



Мученичество Св. Екатерины в церкви Клаверинг (Эссекс)

Торговые и политические связи между Фландрией и Англией во второй половине 15-го века привели к притоку фламандских произведений искусства и художников в Англию. Несколько фламандских художников по стеклу обосновались в Саутуорке (Лондон), а некоторые даже приняли английские имена. В начале 16 века лондонская Гильдия стекольщиков начала споры за "чистоту" своих рядов. Но присутствие иностранцев пошло только на пользу английским витражам.
Двумя выдающимися памятниками этого импортированного стиля являются окна церкви Фэрфорд (Глостершир) и окна в часовне Королевского колледжа в Кембридже, многие из которых, вероятно, были спроектированы антверпенским художником и гравером Дирком Веллертом (Dirk Vellert).



Суд Соломона Дирка Веллерта

Витражи Fairford в церкви св. Марии в Глостершире считается ярким примером нидердандского витража. Эти витражи считаются "самым полным набором средневековых витражей в Британии" и состоят из 28 сохранившихся средневековых окон (от пуритан витражи спасли железные решетки). Витражи были изготовлены между 1500 и 1517 годами. В работе над окнами принимали участие еще несколько: королевский стекольщик, фламандец, Барнард Флауэр и, предположительно, некоторые другие.



Искушение Евы. Церковь Святой Марии, Фэрфорд, Глостершир

В 17 веке витражное искусство пришло в упадок, и не только в Англии. К упадку привела роспись стекла витражными эмалями. В моду вошли геральдические переносные панели, которые стали вешать на окна. Эти панели не собирали из кусочков стекла, а просто скрепляли квадратные листы разрисованного эмалью стекла. Эффект был таким же, как если бы вы смотрели на изображение, расположенное за прямоугольной сеткой. Особенно распространены такие витражи были в Германии, Нидерландах и в Швейцарии. Этого стиля стали придерживаться и английские художники 17 и 18 веков: Генри Джайлс, семья Пекитт, сер Джошуа Рейнольдс и другие.



Западное окно часовни в Нью-Колледж, Оксфорд. Джошуа Рейнольдс 1778 год (Джошуа Рейнольдс - портретист, первый президент Королевской академии художеств)

Но история витража на этом не закончилась. Продолжение следует...
Tags: Англия, витраж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Адмирал Нельсон в Бирмингеме.

    Иногда идешь по улице и вдруг замечаешь то, что раньше, проходя много раз мимо, не замечал. Так было с этой голубой табличкой. На табличке написано:…

  • Платья Нормана Хартнелла для Ее Величества.

    Королева Елизавета II умерла два года назад, и горечь от ее утраты утихла, но иногда хочется снова поговорить о ней, ведь ее жизнь охватывает почти…

  • The Woodman

    Историю, архитектуру и дизайн британских пабов изучать не менее интересно, чем историю и архитектуру старинных британских имений. Не во все имения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments