pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Categories:

Ботанический фарфор. Часть 3 (1)

Эту часть я разделила еще на две части, иначе из-за обилия информации будет утомительно читать.

Английский ботанический фарфор, возможно, не такой искусный, как мейсенский, и не такой утонченно-изящный, как датская "Флора Даника", но зато наиболее разнообразный, точный и реалистичный и создает картину природы не только самой Великобритании, но и тех мест, куда ступала нога англичанина.
Пионером в английском ботаническом фарфоре считается фарфоровая мануфактура Chelsea, а его изделия серии "Botanical", так называемого, Red anchor period (1752–1756 годы), оказали большое влияние на британский фарфоровый дизайн.



Одна из тарелок серии Hans Sloane, созданная в 1753-1755 годах. Декор этой серии создан в содружестве Ганса Слоана (врач, натуралист, коллекционер, почетный член Российской академии наук, из его коллекции вырос Британский музей, а главное для нашей темы, он был покровителем Аптекарского сада Челси) и Филиппом Миллером, который курировал этот сад. В 1752 году Миллер опубликовал "Словарь садовника", а Георг Дионисий Эрет (англичанин с немецкими корнями), всемирно признанный художник-садовод, проиллюстрировал публикации Миллера, а позже выпустил книгу под названием Plantae et Papiliones Rariories. Многие из этих иллюстраций лежат в основе декора Hans Sloane.




иллюстрация Эрета из "Plantae et Papiliones Rariores" (1748)

Для многих слово Челси ассоциируется с Королевской выставкой цветов, но существует более ранняя связь Челси с миром природы, которая началась приблизительно с 1743 года, времени основания фарфоровой мануфактуры Челси, которая возникла совсем рядом с Аптекарским садом Челси.
Фарфоровое производство Челси основал Николас Спримонт, серебряных дел мастер, гугенот по происхождению. Поначалу Спримонт адаптировал дизайн золотых и серебряных изделий для своего фарфора, а затем начал заимствовать идеи у Meissen. Но брал он только идеи, а разрабатывал собственный дизайн, более яркий и смелый. Челси не может претендовать на уникальность ботанических изделий, но то, что они были оригинальными и более реалистичными, несомненно.



Тарелка из серии Hans Sloane, на которой изображена калужница болотная (caltha palustris)

Для декора фарфоровых изделий художники мануфактуры Челси использовали не только рисунки Эрета и книги Филиппа Миллера. В качестве моделей выступали растения в Аптекарском саду, свои рисунки присылали и приносили натуралисты, которые путешествовали по Европе, Америке и Вест-Индии, делились рисунками и маститые ботанические художники, например, Якоб ван Хейсум, и даже люди, которые не будучи ботаниками, зарисовывали невиданное растение, попавшееся им во время путешествия (среди них была Элизабет Блэквелл, первая женщина, получившая высшее медицинское образование в США).
На тарелках изображали как самые обычные огородные растения



так и экзотику



Эритрина коралловое дерево (Corallodendron), растущее на Ямайке



Тюльпан к тому времени уже не был экзотикой, но англичане любили тюльпаны за их шелковистые лепестки, к тому же они считали, что именно в чашечках тюльпанов ночую маленькие эльфы.

Большой поклонницей ботанического фарфора Челси была Елизавета Боуз-Лайон, королева-мать.



Две тарелки из коллекции королевы-матери, выставленные в Кларенс-хаусе.

Фарфоровых дел мастера Челси создавали и трехмерные тромплёй. Первыми были мастера Мейсен, но у Челки был непревзойденный ассортимент и необыкновенная схожесть с натуральными овощами и фруктами.



Современные ботанические изделия Челси повторяют декор своих предшественников, но выполнены более тонко и изящно.



Не обошли стороной ботаническую тему и другие фарфоровые мануфактуры. Wedgwood в то время не мог соперничать по количеству ботанического ассортимента своих фарфоровых изделий, но они выполнены в другом стиле и, как мне кажется, более утонченные и стильные.
"Фишка" первых ботанических изделий Веджвуд - монохромность.



В первые годы существования мануфактуры (основана в 1759 году) изделия из фарфора были не такими сложными, как в последующие годы, и основную часть продукции составляли модели в виде фруктов и овощей. Самым известным и самым успешным дизайном во всем ассортименте был чайник из цветной капусты



Когда мастерство гончаров и художников мануфактуры повысилось, изделия стали оригинальными и качественными, спрос на них резко возрос, в том числе и на ботанический фарфор.
Эта красивая ботаническая тарелка "Водяные лотосы" Веджвуда экспонируется в Британском музее



С этой тарелкой связана красивая история, которая, к сожалению исторически не верна. История такая.
Джозайя Веджвуд был другом доктора Эразма Дарвина (деда Чарльза Дарвина). Оба были членами Лунного общества в Бирмингеме, группы ученых-единомышленников, которые встречались раз в месяц во время полнолуния, чтобы было достаточно света, чтобы не возвращаться домой в темноте (в то время фонарей в Бирмингеме не было). Эразм Дарвин был радикальным мыслителем и уже работал над теорией эволюции, хотя именно его внук Чарльз разработал и опубликовал ее как "Происхождение видов". К тому же Эразм Дарвин был увлеченным ботаником и даже писал "ботаническую" поэзию.
В 1879 году в Ливерпульском арт-клубе прошла большая выставка изделий Веджвуда. В каталоге упоминается "тарелка с росписью водяными лилиями". Эта тарелка была частью сервиза, который, якобы, Веджвуд сделал специально для своего друга Эразма Дарвина, когда тот закончил свою поэму "Любовь растений", приблизительно в 1782 году. Со временем разные части сервиза перешли в разные руки. Но к сожалению, как доказали исследователи, подарком для Эразма Дарвина ни эта тарелка, ни другие предметы, быть не могла.
Шаблон "Водяных лилий" не расписан, а напечатан подглазурным способом. Фабрика Веджвуда не владела этой технологией до 1805 года. К этому времени Джозайя Веджвуд I и Эразм Дарвин были оба мертвы. Узор с водяными лилиями коричневого цвета фактически изготавливался всего за три года, с 1808 по 1811 год. В качестве печатного образца он выпускался серийно, а не для одного уникального изделия.
Источников для дизайна этой тарелки было три: большая часть декора, включая центральную часть, взята из издания 'Nelumbium speciosum' (Лотос орехоносный) о Священном Лотосе Будды, изданного в феврале 1806 года. Фоновая заливка слева - из иллюстрации Кувшинки звездчатой (nymphaea stellata), опубликованной тремя годами ранее. Небольшая часть фона справа - из иллюстрации Кувшинки египетской (nymphaea lotus), опубликованной в 1804 году.
Ботаническая роспись к тому времени была модной уже 20 лет, но это был первый случай, когда использовалась подглазурная заливка, и в этом смысле дизайн тарелки уникальный.
То, что с этой тарелкой произошла такая путаница, в-общем-то, понятно. Семьи Веджвуд и Дарвин связаны не только дружбой основателя фабрики Веджвуд и деда Чарльза Дарвина, но и родственными связями. Мать Чарльза Дарвина была дочерью Джозайи Велжвуда I и Сары Веджвуд, а сам Чарльз Дарвин был женат на своей кузине, Эмме Вэджвуд, дочери Джозайи Веджвуда II.
В 1811 году Джозайя Веджвуд II дал указание снять с производства "Водяную лилию" коричневого цвета и заменить ее на синюю модель. Слишком дорогим и сложным было изготовление шаблона для коричневой модели. "Водяная лилия" синего цвета получилась удачной, стоила гораздо дешевле, была одной из лучших в тот период, и у нее была долгая жизнь.



Ботанические тарелки, особенно с цветами, были очень любимы в 19 веке. Веджвуд выпускал такие тарелки на любой вкус и на любой кошелек.



В начале 19 века Веджвуд выпустил ботаническую серию тарелок, большинство рисунков на которых художники Веджвуд брали из "Ботанического журнала" Уильяма Кертиса



Набор из шести фарфоровых ботанических тарелок, Веджвуд, 1815 год (рисунок в разных наборах тарелок был разным)

Комплекты ботанических тарелок с изображением цветов Веджвуд выпускал в течение всего 19 века, они постоянно пользовались спросом покупателей, и были многим по карману



Набор из десяти ботанических тарелок из кремового фарфора, Веджвуд, 1870 год

Мода на ботанические тарелки Веджвуд продолжалась и в 20 веке



Набор из шести ботанических тарелок, Веджвуд, 1930 год

Большой популярностью у англичан до сих пор пользуется коллекция Wild Strawberry от Веджвуд. Ботанический, земляничный мотив вот уже более полвека не теряет своей актуальности. Этот мотив на посуде стал культовым не только для бабушек, но и для их внуков.



Почти 20 лет Веджвуд выпускает серию ботанической посуды под названием Sarah's Garden. Эта милая коллекция украшена ботаническими набросками традиционных для Англии растений, трав и цветов и названа в честь жены первого Веджвуда, который называл ее "мой главный помощник".



На этой посуде воспроизведены простые английские садовые цветы, фрукты и насекомые, которые создают теплое, уютное настроение домашнего сада. Цены вполне демократичные. Идеальная посуда для летнего обеда или ужина в саду или для пикника.



Винтажная тарелка из коллекции Sarah's Garden



Посуда из последней коллекции Sarah's Garden

Еще один симпатичный чайный ботанический сервиз Веджвуд - Floral Eden. Серия эта лимитированная, сервиз чудесный - нежный, невесомый, буквально прозрачный, но и стоит недешево.



Продолжение следует...
Tags: Англия, фарфор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Очень вредная еда

    Я стараюсь придерживаться здорового питания, готовлю разнообразно и по словам моих домочадцев и друзей - вкусно. Но иногда хочется чего-нибудь…

  • Рождественский фарфор

    В прошлом году я рассказывала о самой популярной рождественской посуде, в том числе и винтажной, на столах британцев. В этот раз будет посуда,…

  • "Бар, который открыл барсук"*

    Барсук Томми Брок все не унимается и не оставляет попыток устроить в нашем саду кладовку (а может быть, действительно, собирается бар открыть, не зря…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments