pailish (pailish) wrote,
pailish
pailish

Categories:

Ботанический фарфор. Часть 1

Первые ботанические узоры на фарфоре начали наносить китайцы еще во 2 веке до н.э., причем, растения они изображали очень достоверно. Бум ботанического фарфора в Китае приходится на 10-12 век. Из Китая мода на ботанический фарфор пришла в Европу, собственно, вместе с самим фарфором. На первых европейских фарфоровых изделиях с ботаническими рисунками растения не всегда изображались точно.
Вершиной ботанического европейского фарфора, как мне кажется, был и остается Мейсенский фарфор. Один из шедевров этого направления - сервиз "Всякая всячина Брюля" ("Bruhl’sches Allerlei")




Сервиз "Всякая всячина Брюля" был создан для первого министра польско-саксонского двора Августа III Генриха фон Брюля в 1742-46 годах по модели Иоганна Фридриха Эберлейна (помощника Иоганна Иоахима Кендлера, который считается одним из лучших скульпторов-минималистов, работавших над созданием мейсенской скульптуры).
Так называемый "Brühlsches Allerlei" Эберлейна, или "рельеф Брюля" - это название рельефного орнамента, идущего по бортику блюда, в который включены элементы плетения, растительные завитки и цветочная полихромная роспись.
Но сервиз "Всякая всячина Брюля" был хорош не только своими изысканными рельефными орнаментами, но и ботаническими рисунками, которые делались по специально закупленному изданию "Phitantosa Iconographia" Иоганна Вильгельма Вайманна (восемь томов с более чем тысячей цветных гравюр ручной прорисовки нескольких тысяч растений)



Еще один ботанический мейсенский фарфор - сервиз Грабовски. Адам Станислав Грабовский был Польским епископом, который в 1734 году поддержал курфюрста Саксонии Фридриха Августа (сына Августа Сильного) в его желании стать королем Польши. Грабовски получил всяческие привелегии и был назначен епископом Вармии (территория, которую сейчас делят Россия и Польша).
Грабовски заказал себе именной сервиз и сам его оплатил. Цветочная роспись и насекомые на тарелках сервиза имели для Грабовского религиозное и символическое значение (позже такая роспись стала чисто эстетической). Полностью сервиз не сохранился, но он очень важен для истории мейсенского фарфора, потому что именно с него пошла самая популярная мейсенская форма Neuer Ausschnitt.



К этому же периоду относится и изобретение на мануфактуре Meissen синего фирменного "луковичного" орнамента (Zwiebelmuster). В 1739-ом году была разработана технология подглазурной росписи кобальтом. Этот орнамент приобрел просто сумасшедшую популярность и тут же был украден всеми другими изготовителями фарфора (в том числе немецкой Villeroy & Boch и английским Wedgwood). "Луковичный" орнамент назвать ботаническим можно лишь условно, поскольку в нем "ботаника" присутствует условно: персики, гранаты, лимон, бамбуковые палочки, листья, цветущие лотос и хризантемы изображены в стилизованном виде.





Изобретателем мотива росписи был Иоганн Давид Кретшмар, одим из художников на мануфактуре Майсон.
Название «луковичная роспись» возникло совершенно случайно. Поскольку художники не знали, как выглядят на самом деле диковинные фрукты и цветы, которые они пытались изобразить, рисунок граната в росписи коллеги Кретшмара окрестили луком. С 1850 года это название закрепилось за росписью, даже несмотря на то, что основной мотив росписи - изображение пионов, обвивающих стебли бамбука, а на некоторых изделиях гранатов по краю вообще может не быть. Луковичный стал одним из самых популярных декоров и несмотря на простоту считается символом утонченной красоты.
В наше время луковичный орнамент, как и почти три столетия назад наносят вручную, ассортимент "луковой" посуды насчитывает 750 наименований. "Луковая" посуда относительно недорога, ее можно мыть в посудомоечной машины, и она по-прежнему выглядит стильно и элегантно.



Мейсенский фарфор не зря был (и сейчас является) предметом культа. В таком направлении, как "тромплёй" (обман глаз) он тоже был впереди планеты всей.
В эпоху барокко в искусстве декорирования стола для парадного обеда произошел буквально всплеск увлечений "столовыми обманками". Некоторые предметы сервизов представляли собой настоящие "натуралии": масленки, вазы, миски в виде кочанов капусты, пучков спаржи, дынь и арбузов, лотки в виде листьев.



Часто "обманки" делали в виде кочана капусты, ананаса или артишока. Такие фарфоровые "обманки" ставили на стол и ждали, когда кто-то из гостей примет ее за настоящий фрукт или овощ. Как они делали это из фарфора? Просто уму непостижимо!



Тромплёй мог представлять из себя и фарфоровый букет цветов, искусно выполненный и раскрашенный под настоящий.



Элементами тромплёй стали и изображения ползающих или летающих насекомых на столовой посуде.





Очаровательные чашки с блюдцами с элементами тромплёй и листьями и цветами в 3D, модные в 19 веке, просто не могут не восхищать.



Пальма первенства украшать фарфоровые изделия листьями и цветами в 3D тоже принадлежит Мейсенскому фарфоровому заводу. Разработал эту технологию Иоганн Якоб Ирмингер, который был назначен руководителем завода в 1712 году.



Ботанический мейсенский фарфор прекрасен и на столах знати и во время чаепития обычной бюргерской семьи.






Tags: фарфор
Subscribe

  • Рождественский фарфор

    В прошлом году я рассказывала о самой популярной рождественской посуде, в том числе и винтажной, на столах британцев. В этот раз будет посуда,…

  • Место, где из грязи создается искусство

    Парадокс, я собираю фарфор и столько о нем рассказываю, к тому же самое сердце фарфоровой промышленности Великобритании, Сток-он-Трент, находится в…

  • Королевский памятный фарфор

    Королевская семья, как шутливо выразился покойный принц Филипп, это - "фирма", приносящая доход не только себе самой, но и государству. По различным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Рождественский фарфор

    В прошлом году я рассказывала о самой популярной рождественской посуде, в том числе и винтажной, на столах британцев. В этот раз будет посуда,…

  • Место, где из грязи создается искусство

    Парадокс, я собираю фарфор и столько о нем рассказываю, к тому же самое сердце фарфоровой промышленности Великобритании, Сток-он-Трент, находится в…

  • Королевский памятный фарфор

    Королевская семья, как шутливо выразился покойный принц Филипп, это - "фирма", приносящая доход не только себе самой, но и государству. По различным…